Найти в Дзене

Как в Советском Союзе пытались ввести лондонские автобусы?

Оглавление

Кажется, практически для всех нас автобусы с дополнительным этажом, ещё и обязательного красного цвета, ассоциируются исключительно со столицей Соединённого Королевства и рождественскими праздниками, и попытка мысленно перенести их в российские реалии закончилась бы провалом.

А между тем именно такую инициативу однажды пытались провернуть номенклатурные чиновники – правда, население приняло эту идею, мягко говоря, в штыки, но об этом речь далее в материале.

Отгрузка троллейбуса English Electric для Москвы в одном из портов Великобритании, 1937 год.
Отгрузка троллейбуса English Electric для Москвы в одном из портов Великобритании, 1937 год.

Англо-русское сотрудничество

А началось всё с подсмотренное концепции в том же Лондоне. Кто-то из партийных деятелей, очевидно, вдохновился мыслью об экономии жизненного пространства в транспорте и решил: страна будет рада куда больше, если один автобус сможет вмещать в себя в два раза больше людей.

Сказано – сделано, и уже в 1937 году королевские машины с двумя этажами стали поставляться в Советский Союз, а в 1938 в СССР развернулось полномасштабное производство собственных двухэтажных троллейбусов – с фирменным советским дизайном и адаптированностью под тогдашние городские дороги.

ЯТБ-3 на московских улицах.
ЯТБ-3 на московских улицах.

В первой партии на свет появились 10 таких монстров, способные обеспечивать транспортировку более сотни пассажиров. Правда, союзная конструкция отличалась одним примечательным аспектом – из-за слишком большой массы во время торможения двигатель испытывал мощнейшую нагрузку, что делало плавность остановки менее мягкой.

-4

Мнение граждан

Поначалу народ, особенно уличная детвора, ответили на идею небывалым взрывом восторга и энтузиазма, однако уже вскоре выяснилось, что итоговый результат далёк от идеала.

Прежде всего верхний этаж отличался крайне низкой высотой потолка, из-за чего люди с ростом даже слегка выше среднего не могли принять нормальное положение тела стоя. Узкая винтовая лестница вынуждала пассажиров в срочном порядке покидать верхушку за пару минут до своей остановки, иначе опоздание было бы неминуемой расплатой за промедление. Вдобавок к этому, крайне низкая скорость езды и тяжёлое строение "черепахи", как в народе прозвали эти аппараты, внушали в граждан страх попросту опрокинуться вместе со всей махиной в зимнее время года, из-за чего двухэтажные троллейбусы и стали постепенно лишаться своей былой популярности.

В итоге советские чиновники всё-таки прислушались к мнениям пассажиров, свернули перспективный, надо отдать должное, проект, и уже к 1970-ым годам все двухэтажные автобусы, что английского, что даже германского производства, были пущены на металлолом.

Если вам это было интересно: ставьте большой палец вверх, подписывайтесь и читайте другие мои статьи:

1.История пенсий в России. Как появились и за что выдавались?

2.За что в СССР сенсационно казнили несовершеннолетнего преступника?

3.Каршеринг по-советски. Как союзные граждане брали в прокат арендное авто