(для тех кто выбирает себе друзей, помощников, сослуживцев, приемников и т.д.):
Если человек старается (постоянно!) и делает добрые (по Божьим заповедям!) дела (в любой профессии, чине, звании и т.п.) - он приобретает навык (привычку) в этом делании. И голос Божий (через совесть) легко указывает дорогу и методы к достижению таких дел.
Если же навыкает делать зло (даже если это и является “добром” для него лично) - то голос совести для него всегда помеха и главный объект для споров и оправданий себя (перед этой неудобной совестью). И подсказывающий, и направляющий, в таком делании, духовный голос, тоже всегда рядом - только уже не Божий, а Его главного (духовного) противника.
И если от первой привычки легко избавиться - ибо совесть призывает, но не принуждает, то от навыка второго, чтобы избавиться, нужен настоящий духовный подвиг - ибо духовные враги (как Бога, так и самого человека) сладко заманивают, но прилагают неимоверные (как духовные, так и через плоть) усилия, чтобы этот навык (делать зло) остался с человеком на вечно (т.е. до конца его дней, желательно с переходом (как зараза) на следующее его (а лучше и чужое) поколение).
И человеческие увещания, примеры, прощения и наставления против такого (второго - злого) навыка - бесполезны: никакой человек не мудрее и не опытнее дьявола чтобы, навыкшего ко злому деланию человека, переубедить перейти на сторону делания добра. У духовных богопротивников (бесов) подсказки и примеры будут всегда более весомы, ярки и существенны, ибо духи знают внутренние (глубоко личные) предпочтения каждого конкретного человека, а увещающему (старающемуся исправить, без силы и воли Божией) - этот мир, данного человека, не известен (если даже человек думает что о другом он знает всю его “подноготную”). Поэтому и Господь призывает не пытаться исправить злых, а “открывать им глаза” на их зло (вдруг совсем “ослепли” от ... (подставь каждый сам: “славы”, “гордыни”, “высокомерия”, “культа личности” и т.д.)) и молиться за них! Ибо только Господу такое исправление по силам! С одним только “НО”: если это желание самого (!) того кто захочет (после посылаемых скорбей и вразумлений) избавить свой навык зла на навык добра! Процесс этот (всегда!) долгий и очень сложный, потому и назван “подвигом”!
Для лиц “первых”, “вторых” и вообще публичных (или вещающих с телеэкранов и радио): “Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.” (Мф.18:7)
Ну и для “общего развития”: “В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Моё, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому ...” (Мф.18:1-6). “Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби”... (Мф.10:16).
P.S. Заметьте: Господь призывает (но не заставляет) делать добро. Но почти всегда (после призывов) предупреждает о будущем наказании за этот “не выбор”. Тонкость: не за то только что выбрал злое, а даже за то (важно!) что не выбрал доброе !!! Кто-то писал что: Бог - злой (и это не любовь). Если отец (или даже мать) лупит за провинность, проявляющего тупость к вразумлениям, своё дитя - значит ли что кончилась у родителей к нему любовь? Терпение - скорее всего. А может просто данному дитя советы не доходят через голову, а только через ...? (в этом и мы часто похожи).
29.12.2022г.