Найти тему
Mayak222

Проект "Прогресс1"

ПРОГРЕСС -1

Определение.

Проект «Прогресс-1» - это комплекс мероприятий культурно-просветительского характера, направленных на повышение адекватности общественной картины мира и ознакомление широких масс населения с новыми научно-философскими идеями развития общества, создание нематериальной антикризисной базы для формирования и распространения нового типа интеллектуально-духовного сознания.

Необходимость и смысл проекта.

Необходимость этого проекта определяется современной политической и экономической ситуацией в мире. Есть все основания утверждать, что острота и угрозы нынешнего противостояния между Россией и Западом обусловлены не только кризисомкапиталистической экономической системы. На протяжении последнего столетия мы можем наблюдать нарастающие признаки кризисных явлений также в других областях общественного бытия, что позволяет говорить об общем кризисе развития глобального социума. Выйти из этого кризиса невозможно без понимания его природы и его составляющих.

Кроме экономики мы также можем видетькризис народовластия в либерально-демократической системе в виде замещения сознательного выбора граждан манипулятивным влиянием элитарных групп и отдельных акторов, обладающих огромными финансовыми и административными ресурсами.

В сфере демографии и экологии — это значительное увеличениенаселения планеты при котором создается критическое давление на экосистемы с комплексом негативных последствий и невозможность обеспечить средний уровень жизни и комфортное проживание большинству людей в силу особенностей капиталистической формации и «ресурсного капкана».

Плюс к этому мы переживаем в настоящее время два кризиса, которые тожеимеют глобальный характер, но к большой тревоге не осознанны обществом. Речь идет о кризисе картины мира и критически низком уровне адекватности картины мира по отношению к уровню научно-технического развития. Особая их опасность в том, что поскольку они не осознанны, люди не вычленяют их огромное влияние на процессы в социуме и не понимают того, что именно эти два кризиса в огромной мере определяют не только настоящее, но также наше будущее.

Кризис картины мира проявляется в отсутствии глобальной рабочей картины мира, в мировоззренческой атомизации сознания принарастающей глобализации общественных связей.

С момента начала формирования современной науки и распространения атеистического мировоззрения основной водораздел проходит в вопросе отношения к религии (верующий / атеист). Но кроме этого огромное влияние на общественную картину мира продолжают оказывать национально-культурная позиция, принадлежность к той или иной конфессии, уровень образования и другие факторы в целом создающие огромную разобщенность и целый букет негативных последствий, если всё это не уравновешенообщей идеологической базой. Отсутствие «общего знаменателя»создает конфликтную среду, распыляет созидательную энергию обществаи создает серьезные препятствияна пути осознания человечеством своего единства, в выработке единых стандартов взаимодействия.

Другой неосознанный кризис также непосредственно связан с сознанием человека. Можнопопытаться графически представить суть проблемы несоответствия степени развития сознания общества по отношению к научно-техническому уровню развития следующим образом:

-2

Столбик А отображает уровень количественных и качественных характеристик сознания базового слоя населения (определяющего большинства): адекватность картины мира (уровень образования, кругозор, качество воспитания, степень интеллектуально-духовного и культурного развития).

Столбик В отображает уровень научно-технического развития (научно-технический прогресс)

Человек с помощью науки и техники решает свои насущные проблемы, но это лишь инструмент, использование которого находится в прямой зависимости от сознания человека. Зона С на диаграмме отображает степень вредных последствий от использования науки и техники. Как мы можем видеть это то, что не соответствует уровню развития сознания, уровню адекватности картины мира. В народе этот принцип лаконично выражен образом «обезьяны с гранатой». Думаю нет нужды доказывать, что две ситуации: ребенок за рулем трехколесного велосипеда и он же за штурвалом авиалайнера не сопоставимы по своим последствиям. Тот же принцип работает в отношении всего общества в целом.

Логично предположить, что несоответствие уровней А и В имеет некую критическую величину, при достижении которой цивилизация погибает.

На сегодняшний день исследований по этому вопросу неизвестно, но наблюдая современную социореальность в живую можно смело сказать, что степень описанного выше несоответствия уже пугающе высока. С учетом того, что мы на пороге так называемой четвертой промышленной революции, которая без сомнений резко и многократно увеличит этот разрыв, вероятность гибели нашей цивилизации становится стопроцентной, если человечество не предпримет огромных и срочных усилий по развитию гуманитарной сферы общественного бытия — просвещения, образования, повышения культурного и интеллектуально -духовного уровня населения.

Проект «Прогресс-1» как раз направлен на преодоление кризисных явлений связанных с сознанием, а также на формирование нового идейно-духовного стержня общества.

Содержание

В первую очередь, под этим проектом подразумевается широкое взаимодействие с населением путем организации и проведения культурно-просветительскихмероприятий и акций — художественных выставок и творческих встреч, в ходе которых идет ознакомление с научной философией новой духовности полностью созвучной установкам религиозных вероучений.

Выводы философии ЭТэРО (эволюционная теория развития общества) сделаны на основе данныхсовременного естествознания. В целом, полученная картина повторяет многое из того, о чем говоритрелигия, но при этомрелигией не является и опирается на представления науки, что позволяет считать философию ЭТэРО не религиозной формой веры или духовности. Такая особенность представляет особую ценность, поскольку соответствует критерию мировоззренческой универсальности — этот подход к проблемам человека имеет объединяющее свойство, он вне каких-либо конфессийи не только стоит за пределами давнего спора (атесты/верующие), но делает этот спор бессмысленным.

Предлагаемый подход к актуальным социальным проблемам — результат частного исследования начатого в конце девяностых годов прошлого века с целью ответить на вопрос почему наша социальная реальность именно такая какой мы её знаем сегодня? Конечно, этот вопрос на самом деле подразумевает множествов этом ключе: почему не смотря на научно-технический прогресс наша социальная реальность продолжает быть такой агрессивной — насилие, преступность, войны, конфликты разного рода, огромное социальное неравенство и коррупциюнам так и не удалось изжить? Почему несмотря на явные социальные достижения красный проект рухнул, а капитализм проявляет феноменальную живучесть? Какую роль играет и какое влияние оказывает религия на социум на самом деле и почему люди до сих пор не отказались от религиозной картины мира в пользу научной несмотря на то, что наука развенчала многие религиозные представления? Сегодня на эти и многие другие вопросы у меня есть ответ благодаря пониманию природы человека его поведения и пониманию механизма возникновения социальных проблем.

Коротко и тезисно суть этого подхода можно изложить следующим образом:

1. В современной науке вопрос о происхождении человека уже давно не является дискуссионным и не вызывает сомнений. Человек (Homo Sapiens) сформировался в ходе сложного эволюционного процесса. Сегодня на это указывают не только данные антропологических изысканий, но также совокупная картина данных целого спектра научных дисциплин. Биологическая классификация человека, его эволюционное происхождение и прямое родство с животным миром планеты сегодня настолько бесспорны, что мы можем видеть факты официального признания эволюционного происхождения человека со стороны религии в лицеримской католической церковьи, правда с оговоркой, что эволюция — лишь инструмент Бога.

2. Знание об эволюционном происхождении человека в текущем столетии имеет определяющее и жизненно важное значение, поскольку это именно то, что способно пролить свет на реальную природу человека в целом и на его социальное поведение в частности, с которым непосредственно связано возникновение множества острых социальных проблем.

3. Социальное поведение человека и поведение вообще формируется двумя составляющими — биологической (животной) природой и картиной мира.

4. Биологическая природа оказывает постоянное, тотальное и часто не осознанное влияние на поведение человека. Биологи выделяют три базовых поведенческих вектора: еда, размножение (секс) идоминирование. Любой кто решится и сможет на досуге отследить коренную мотивацию своей деятельности, поступков, решений может убедиться в истинности этого утверждения. В идеальном случае, когда поведение не уравновешено влиянием картины мира человек ведет себя как разумное животное реализуя животную модель поведения: хочу-могу-делаю. Вопреки расхожим представлениям, человека в высоком понимании этого слова в человеке от рождения нет. Примеры реальных «Маугли» наглядно показывают, что человек сформированный вне общества не имеет характерных умений, навыков, интеллектуального развития, поведенческих установок и прочего, что присуще человеку в нашем интуитивном представлении — от животных они мало отличаются. Это говорит о том, что «человек с большой буквы» — результат развития социума, эволюции общественной картины мира.

5. Животная модель поведения для нашего обществагубительна, поскольку человек, обладая развитым интеллектом выходит за рамки природных механизмов регуляции. Благодаря своим способностям человек получил мощное видовое преимущество, которое ставит во главу угла проблему саморегуляции. Отсутствие долгосрочного прогноза потребления, осознанного идейного противовеса влиянию животной природы приводят к быстрому истощению ресурсов, возникновению экологических проблем, а в социальной сфере к возникновению того, что мы называем обществом потребителя с неизбежной социальнойдеградацией. В конечном итоге это грозит вымиранием, что косвенно подтверждается экспериментами с животными (например «Вселенная25» Джон Кэлхун 1968г.)

6. Картина мира может быть внутренним противовесом влиянию животной природы, если содержит соответствующие обоснованные установки. К большому сожалению роль и значение картины мира в достаточной мере обществом не осознанно. Это не только мировоззрение, но также мировосприятие и мироощущение, что значительно расширяет это понятие. Её упрощенно можно определить как виртуальную модель реальности в сознании человека. Если сравнить наше сознание с компьютером, то наш интеллект — это процессор, а картина мира — это база данных и софт, без которых процессор всего лишь железка.

7. Картина мира явление не статичное — на протяжение всей истории человека мы видим развитие общественной картины мира или её эволюцию от древнейших представлений о реальности до невероятной сложности и объема. Эволюция картины мира относительно новый вид эволюционного процесса (предыдущие: физическая и биологическая).

8. Современная социореальность (искусственная физическая и психическая среда социума) — результат эволюции картины мира. Сегодня мы видим два основных типа картины мира — религиозную и научную, которые принципиально отличаются по способу построения. Религиозная изначально строилась методом присвоения аналогий, позже с привлечением философии. Научная строится методом научного познания.

9. Религиозная картина мира более ранний вид в эволюционном отношении. По мереразвития человеческой цивилизации, накопления опыта, информации об окружающем мире и влияния философии более поздние религиозные вероучения приобрели ярко выраженную «пожарную функцию» противовеса влиянию животной природы человека и нивелирования противоречивости этой природы.

10. С точки зрения философии природа человека содержит противоречие, которое в сильно упрощенном виде можно выразить как существование «в одном флаконе» разума и животной природы. Такое сожительство порождает две большие проблемы. Первая — смотрите пункты 4,5. Вторая проблема — конфликт сознания человека с фактом своей конечности и с идеей небытия (со смертью). Этот конфликт настолько острый и глубокий, что ситуация выглядит так, словно сознание подразумевает бессмертие. Тут стоит обратить внимание на то, что во всех религиозных вероучениях первое - дух противопоставлен телу (материальному), второе — так или иначе речь идёт о посмертном существовании психики (души). Смотрите пункт 9.

11. Примерно три века назад с появлением системы научного познания начался процесс формирования научной картины мира. Появление науки было следующим шагом в эволюции картины мира, но тем не менее за три века полного замещения религиозной картины мира на научную не произошло, что имело целый ряд последствий (например, сомнения в реальности религиозной картины мира) и послужило началом кризиса картины мира. Причина этого в том, что наше сознание имеет два негласных требования к картине мира — она должна быть максимально полной в описании мира, не содержать «белых пятен» (неизвестность затрудняет прогноз). Второе — картина мира должна быть достоверной, иначе прогноз будет невозможен. С появлением науки возникает ситуация когда оба вида картины мира и научная и религиозная не полностью соответствуют требованиям сознания. Наука делает достоверный прогноз, но органически не обладает полнотой, шаг за шагом отвоевывая территорию у неизвестного. Религия же отвечает на важные для человека вопросы, но проигрывает науке по части достоверности прогноза. В результате ни та ни другая картина мира не может быть отвергнута или принята как полностью рабочая. Всознании происходит смешение двух принципиально разных видов картины мира, которые часто конфликтуют в представлениях о мире. В конечном итоге, такая ситуация приводит к критическому снижению «пожарной функции».

12. Осмысление современной научной картины мира и понимание важнейшей функциирелигии (см. п.9)позволяет дополнить научную картину мира философской экстраполяцией, выводы которой не только заполняют «белые пятна», но так же подтверждают многие интуитивные установки религии, что позволяет восстановить «пожарную функцию» и получить обоснованные и надежные идеологические маяки устойчивого развития общества. Фактически мы получаем новый тип картины реальности, новые представления о том, как с точки зрения современной науки воплощается то, о чём на своем языке прежде рассказывала религия.

Перечислю основные выводы и идеи научно-философской концепции ЭТэРО.

13. Всилу имеющегося противоречия в нашей природе, которое сформировалось в ходе биологической эволюции и которое в большинстве — коренная причина социальных проблем, человек выглядит скорее, как неполноценная переходная форма от животного к существу, способному к полному сознательному контролю своего поведения исвоей биологической природы. Вопрос о жизнеспособности человека в нынешнем состоянии остается открытым, поскольку наша цивилизация склонна к коллапсу. В религииэто отраженокак испорченность природы человекав результате грехопадения первых людей, а так же в предсказании о конце света.

14. Биологическая эволюция также породила эволюционный процесс нового типа — эволюцию картины мира в сознании человека. Именно картина мира — это то, что сегодня может сгладить наличие противоречиянашей природы.

15. Как показывает опыт религиозной картины мира, она может работать в двух направлениях: первое — сдерживать побуждения животной природы, отрицая животную модель поведения, противопоставляя духовное материальному. Второе — дает веру в бессмертие сознания, в продолжение существования после смерти. В чем и состоит её важнейшая функция. С другой стороны, религиознаякартина мира вносит архаику в представления о реальности, вступает в конфликт с наукой, а некоторые её установки явно не соответствуют условиям современного мира людей. Так, например, нелимитированное деторождение было актуально в мире где не было современной медицины и уровень детской смертности был очень высок. Сейчас же ситуация совершенно иная ( и с медициной, и с демографией) и возникает вопрос к семьям, в которых количество детей больше двух — готовы ли они отказаться от благ цивилизации и вернуться в условия, которые существовали на момент возникновения соответствующих религиозных норм и установок? (Конечно, это не актуально для стран с низким и недостаточным уровнем рождаемости). Это вовсе не значит, что с религией надо бороться — личная вера неприкосновенна, но такое «моральное устаревание» как вариант, ограничивает возможности проведения адекватной демографической политики и ставит под вопрос пригодность религии в качестве государственной идеологии.

16. Конфликт сознания с фактом его конечности позволяет определить общий интерес. Так, если проанализировать чаяния людей разных эпох и культур, отраженные в мифах, сказаниях, религиозных вероучениях, произведениях искусства и литературы и так далее, можно увидеть, что у людей во все времена независимо от культурной и религиозной принадлежности была одна общая мечта-цель-стремление: «Не ограниченная естественной смертью сколь угодно долгая жизнь без страданий, чистая радость бытия.» Этот общий интерес объединяет людей практически всех эпох, культур, рас, наций и социальных слоев.

В будущем, это может стать мощным идейным стержнем объединения людей.

17. Эволюционный процесс не целенаправленный с точки зрения науки, но смыслы существуют для человека и мы способны к выявлению тенденций, к прогнозу. Наличие противоречия в нашей природе и общего интереса позволяют предположить, что закономерной и важнейшей вехой эволюции картины мира может стать обретение человеком бессмертия.

18. Достижимость общего интереса (равно как существование Бога) может быть обоснованна принципиальной реализуемостью идей. Человек – часть реальности, «вода в воде». Реальность не может породить нереальность. Любая наша идея как и мы сами (и наше сознание) в принципе имеет воплощение вне временного фактора. При этом конкретный способ реализации идеи может сильно отличаться от представлений человека. Многие идеи прошлого, которые считались недостижимыми, сегодня в принципе реализованы, но конкретный способ их воплощения может сильно отличаться от представлений прошлого.

19. Наука — наш спасательный круг, дающий большую надежду на будущее. Потенциал человека необозрим иесли мы продолжим существование, научно-техническое развитие, мы рано или поздно решим проблему достижения общего интереса при условии адекватности общественного сознания уровню научно-технического прогресса. Вот почему интеллектуально-духовное развитие человека и общества, новая эпоха просвещения и распространение идей не религиозной духовности — это не только вопрос выживания и выхода из общего кризиса развития, но это также путь в новую социальную реальность позитивного завтра.

20. При этом, достижение общего интереса не выносится за рамки текущей реальности, лишь откладывается в будущее. Реальность человека одна – та, в которой мы сейчас живем или будем жить воскрешенные в будущем. Реальность человека – единство бытия и сознания. С прекращением бытия тела исчезает сознание, но принцип сохранения информации дает надежду на то, что это при определенных условиях обратимо.

21. Спор науки и религии, креационистов и эволюционистов, верующих и атеистов в принципе не имеет смысла в силу принципиальной реализуемости идей и относительности абсолютных значений – правы и неправы одновременно и те, и другие, вопрос лишь в том, какой именно бог есть, а какого нет. Это вопрос конкретных жизненных представлений, но не принципа.

Подведем итог, обобщая вышесказанное.

Реальность окружающая нас – есть загадка, суть которой мы, может быть, не постигнем никогда, но это вовсе не означает, что мир не познаваемый вообще и процесс познания не имеет для нас смысла.

Мы все – один биологический вид, а все различия между нами (в том числе культурные) имеют вторичный характер, Мы все содержим противоречие в своей природе в виде конфликта биологической основы (животной природы) и сознания и большая часть наших проблем возникает в силу этого противоречия.

Мы все равны в том, что рождаемся, страдаем, стареем и умираем в этой огромной Вселенной, не зная наверняка, продолжает ли существовать сознание после смерти и у нас есть повод относится друг к другу с сочувствием, симпатией и заботой.

Мы все имеем общий интерес и имеем шанс его реализации, поскольку любая идея человека принципиально реализуема, но прийти к нему, мы могли бы, разрешив противоречие в своей природе и достигнув Единства, С помощью достижений науки мы могли бы решить большую часть наших проблем при условии адекватности общественного сознания и у нас нет никаких реальных причин для вражды, разобщенности и ненависти.

Мир будущего, который возможно построить на основе новойнаучно-философской картинымира удивительно созвучен с тем, что обещает религия человеку после смерти. Это реальность, которую порой сложно представить современному человеку. Реальность без войн, насилия, эксплуатации, колоссального социального неравенства, болезней и смерти - золотой полдень человечества.

Практическое значение проекта.

Сегоднязнание и понимание сути происходящих процессов, причин возникновения социальных проблем – могло бы стать реальной силой трансформации общественного сознания и бытия (предупрежден – вооружен). Такое знание позволит осуществлять планомерную законодательную корректировку жизни общества и вводить нормы, родственные религиозным, тот самый «возврат к традиционным ценностям. Вопрос противодействия давлению животной природы – это вопрос гигиены личного сознания. Уверен, что сознательный контроль не единственный способ борьбы с животными страстями. Технологии ближайшего будущего позволят кардинально решить эту проблему, но впереди огромное поле для изучения, какие именно физиологические реакции и механизмы, какие инстинкты выключать и в какой мере, какие, наоборот, вводить в строй. Это конечно вопрос большой научной работы в ближайшем будущем.