Знаменитая и остроумная красавица, жена видного богача и мецената графа Строганова, неосторожно влюбившаяся в фаворита Екатерины II.
Намедни я проезжала усадьбу Трубецких в Хамовниках, а после недавнего посещения Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и изучения портретов русских дворян, мне вновь стало интересно их происхождение, судьба и наследственность их красоты, которая не всегда правдива в портрете, но хорошо сохранена в воспоминаниях и делах этих людей.
Часть 1
Княжна Екатерина Петровна Трубецкая родилась в 1744 (если учитывать, что была пожалована в фрейлины двора в 1762 году, о чем официальных сведений я не нашла) или в 1754 году (учитывая другие источники и возраст для вступления в брак, и возраст матери, и ее братьев и сестёр, родившихся в 1750-е годы) в Санкт-Петербурге. Точная дата ее рождения неизвестна, как и стоит вопрос с принадлежностью портретов. Вероятно, портрет выше, который идентифицируют как портрет работы неизвестного художника (копия Александра Рослина), принадлежит всё же не ей, а княгине Наталье Петровне Голицыной, так как я нашла идентичный портрет, который известен как портрет Голицыной с сыном:
Менее известный, портрет во французской манере:
Но сей портрет в книге «Русские портреты XVIII и XIX столетий», в этом 5-томном издании с черно-белыми иллюстрациями 1087 портретов, осуществлённом председателем Русского исторического общества великим князем Николаем Михайловичем в 1905—1909 годах по результатам выставки русского портретного искусства, состоявшейся в 1905 году в Таврическом дворце, опровергается как портрет Екатерины Петровны, но раз уж портретов этой красавицы почти что и вовсе нет, оставим его за основу, всё-таки князь не вычислил кому в действительности принадлежал портрет.
Родилась красавица екатерининской эпохи в семье князя Петра Никитича Трубецкого, действительного тайного советника, сенатора, почётного члена Императорской академии художеств, помощника И. И. Бецкого, своего двоюродного дяди, видного деятеля екатерининской эпохи. Сам Пётр Никитич пользовался большим значением и влиянием при дворе, его высоко ценила Екатерина II.
Анастасии Ивановне Трубецкой, о которой я писала ранее, Екатерина приходилась внучатой племянницей.
О ее детстве и юности нет конкретных сведений, кроме того, что Екатерина получила блестящее домашнее образование. В 1771 году умер единственный брат Екатерины и она стала наследницей отцовского состояния.
В 1769 году, 27 июля, когда Екатерине Петровне было либо 25, либо 15 лет, вышла замуж за графа Александра Сергеевича Строганова, видного государственного деятеля, коллекционера, землевладельца, горнозаводчика и мецената, а в будущем и президента Императорской академии художеств. Он был старше невесты либо на 11, либо на 21 год и был вдовцом, его первая жена, с которой тот не жил с 1762 года, скоропостижно скончалась в том же году, когда Строганов женился на Екатерине Петровне. Брак был выгоден для обеих сторон.
Почти сразу же после свадьбы супруги отправились в путешествие по Европе. Граф был не только видной фигурой Русского Просвещения, но и занимал высокие должности в масонских ложах в Пруссии и Франции. Основным местом пребывания семьи Строгановых стал Париж, где родились их сын и дочь.
В Париже Строгановы вращались в великосветском кругу, в версальском обществе, знакомились и общались с философами и энциклопедистами. Знакомство с Вольтером произвело на Екатерину Петровну наибольшее впечатление. Вольтер был приветлив с четой Строгановых настолько, что Екатерина Трубецкая в старости будет вспоминать адресованный ей, юной и прекрасной графине Строгановой, престарелым философом комплимент:
«…Ах, сударыня, какой прекрасный день сегодня: я видел солнце и вас!»
Екатерина Петровна родила сына Павла в 1774 году и дочь Софью или Наталью (в разных источниках разные имена, а сведений о ней практически нет) в 1776 году. В семье Павла звали Попо.
Строганов коллекционировал предметы искусства, его коллекция была второй по величине и значимости после императорской. Позже граф станет куратором строительства Казанского собора в Санкт-Петербурге.
Каков граф был в семейной жизни достоверно неизвестно. Но первая жена не прожила с ним и пяти лет, они разъехались. А вторая жена захотела уйти спустя 10 лет брака. Екатерина Петровна запомнилась современникам как красивая и умная женщина, отличавшаяся остроумием и приятными манерами. Она была уравновешенным человеком, в ней не было бури страстей, но она влюбилась не в того человека. Им был фаворит самой императрицы Екатерины II – Иван Николаевич Римский-Корсаков. Генерал-адъютант был знаменит, красив и недавно освободился, императрица поменяла вкус и вектор направила на других, более верных и статных ухажеров. Римский-Корсаков же отличался довольно несерьезным характером, но привязанность императрицы к нему сложно переоценить. Его обаяние и какая-то простая человеческая доброта очень ей нравились, что и возвысило сына мелкого смоленского дворянина.
Екатерина Петровна влюбилась в молодого человека. Ей было либо как и Римскому-Корсакову 25, либо 35 лет. Она была замужем за знаменитым и влиятельным человеком. Бывший фаворит императрицы был под опалой из-за расстроившей государыню интрижки, выслан в Москву. Екатерина Петровна была умная и образованная, а он выбирал книги в домашнюю библиотеку под цвет обоев. В любом случае, любовь была взаимной и крепкой несмотря ни на что.
Граф Строганов мудро отнёсся к своему положению, не стал разводиться, чтобы сохранить видимость брака для общества и, что в первую очередь, для детей и дал Екатерине дом в Москве и в Подмосковье приобрёл имение Братцево, выделил средства на ее содержание. Для детей Строгановы сохраняли видимость брака до последнего. Но несмотря на такую заботу о психологическом здоровье и состоянии детей, Екатерина Петровна уехала в Москву лишь с дочерью, оставив сына в Санкт-Петербурге с отцом и долго не виделась с Павлом, так как граф это запретил.
Екатерина Петровна провела оставшуюся часть жизни между Братцевым и Москвой. Она жила роскошно, принимала у себя все высшее общество, деятелей искусства, особенно музыкантов, так как страстно любила музыку и театр, который часто посещала. Строганова до конца дней сохранила свою любовь и привязанность к Римскому-Корсакову, и когда, при Императоре Павле, ему, как бывшему фавориту его матери, избалованному дворянину, было велено удалиться в Саратов в 1799 году, хотела последовать за ним. Этот странный роман разных людей, эта крепкая любовь продлилась до конца жизни обоих.
Вступить в брак Екатерина Петровна и Римский-Корсаков не могли, их четверо детей родились внебрачными, незаконнорожденными и получили фамилию Ладомирские:
София, Варвара, Василий и Владимир.
Наиболее известны Варвара, рождённая в 1785 году и Василий, рождённый в 1786 году.
Василий унаследован имение Братцево, был действительным статским советником и участником Отечественной войны 1812 года.
Варвара знаменита тем, что являлась матерью Зинаиды Нарышкиной, жены князя Бориса Николаевича Юсупова и владелицы Юсуповских дворцов и богатств. А также как красавица, запечатлённая в веках портретисткой Виже-Лебрен.
Известная художница Виже-Лебрен оставила в своем дневнике после посещения Москвы в 1800 году такую запись:
«Один из первых моих визитов был к графине Строгановой, жене моего старинного и доброго приятеля. Я увидела ее высоко поднятой на какой-то качавшейся машине и не могла вообразить, как она переносит непрестанное сие движение; но оное было необходимо для ее здоровья, поелику лишена она была способности ходить и двигаться, что, впрочем, ничуть не мешало любезному ее обращению. Я рассказала ей о затруднительности своего положения, и графиня сразу же отвечала, что у нее есть прелестный и никем не занятый дом, в котором она и просит меня остановиться. Она не желала слышать о какой-либо плате, я решительно от сего отказалась. Видя, что все ее настояния напрасны, призвала она свою изрядно красивую дочь и предложила заплатить портретом сей юной особы, на что я с удовольствием согласилась…»
В последние годы жизни Екатерина Петровна тяжело болела, паралич ног приковал её к креслу. Князь И. М. Долгорукий писал о Екатерине Петровне:
«…Женщина характера высокого и отменно любезная, беседа её имела что-то особо заманчивое, одарена многими прелестями природы, умна, мила, приятна. Любила театр, искусство, поэзию, художество с таким же огнем и в 70 лет, как в молодости. Была очень живого характера».
Екатерина Петровна родилась Трубецкой, с дня замужества и до самой смерти была Строгановой, любила Римского-Корсакова, а ее дети носили фамилию Ладомирские.
Екатерина Петровна Трубецкая и Строганова скончалась 20 ноября 1815 года в Москве. Похоронена в Спасо-Андрониковом монастыре.
Существуют интересные сведения, что на акварельном портрете работы Константина Сомова изображена Екатерина Петровна, урожденная Трубецкая.
Источники:
- Рудаков В. Е. Трубецкие, государственные деятели // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Часть 3