Воспоминания о курсантской юности
Время моей учебы в училище пришлось на конец 70-начало 80-х годов. Давайте припомним, что тогда знал о религии вообще и православной вере в частности среднестатистический 18-летний молодой парень. Да практически ничего! Все знания укладывались в стандартный набор штампов, как-то :
- Церковь отделена от государства. Что это значит, почти никто не вникал,
- "Религия - опиум для народа". Вроде бы так Ленин сказал,
- "Почем опиум для народа?" - слова О. Бендера из "12 стульев",
- Ночной крестный ход. Для чего и зачем он нужен мало кто знал, но сходить/поглазеть/поржать всё равно надо.
- Тайком крестят детей. Чтоб на работе или на службе не узнали. Для чего? На всякий случай.
- Некоторые венчаются. Вообще не понятно зачем.
Вот пожалуй и все, что мы знали о церкви. С раннего детства нашим родителям и нам внушали как истину в последней инстанции - вера в Бога пережиток царизма, не верьте попам! Верить надо в коммунизм, он уже скоро настанет. Нательные крестики крайне редко кто носил. Конечно же были исключения, если родители или бабушки/дедушки и сами пацаны "верующие". Мы смотрели на них как на чудаков. Как же, они крестятся, шепчут молитвы. А Бога-то нет! Мы, комсомольцы, это знаем точно. В качестве подтверждения, многочисленные руины храмов по всей России.
В истории нашей страны за последние сто лет происходили глубокие социальные и идеологические изменения, которые не могли не сказаться на умах ее граждан. Р.С.Ф.С.Р. отказалась от религиозной идеологии, заменив её т.н. марксистско-ленинской. В истории часто происходит так, что новые идеи облекают в старые, привычные массам формы. Однако, если не удается найти новых понятных форм, старые начинают активно влиять на содержание, изменяя его. Идеология расходится с жизнью и теряет авторитет в народных массах. Идеи больше не вдохновляют людей, начинают вызывать раздражение, а затем и открытый протест. Так и произошло в СССР. Перестройка превратилась в разрушение всего и вся, в очередное переписывание истории, в крушение прежних кумиров.
Став курсантами, мы оторвались от семей, попали в казарменную обстановку, жизнь стала теперь подчинена строгой дисциплине. Физические и умственные нагрузки постоянно требовали серьёзной самоотдачи. Психологически новые условия переживались каждым по-разному. Некоторые парни оказывались в состоянии психологического дискомфорта и даже стресса. Кроме того, еще существуют личные проблемы и обстоятельства, о которых не каждый решится рассказать товарищам, тем более курсовому офицеру. Мучились, но переживали их в себе. Некоторые вели дневники, выплескивая на бумагу свои эмоции. Эти записи берегли от посторонних глаз, позже их уничтожили.
Среди курсантов были верующие. Но они молчали об этом. Про двоих узнали случайно, когда кто-то увидел, как они быстро перекрестились на звон колоколов одной из немногих оставшихся в городе церквей.
Позже разговорились. Нормальные парни, умные, начитанные. Получше многих "атеистов". Родились и выросли в семьях верующих. На вопрос, как сочетается вера и служба в армии, ответили, одно другому не мешает и напомнили, что на Куликовом поле со стороны русской Рати битву начинал монах, богатырь Пересвет. По их словам, Бог помогает им преодолевать "тяготы и лишения". И в личной жизни Он помогает. Как? На словах не объяснишь, надо просто ВЕРИТЬ и молиться. Тогда всё получится. Прямой вопрос в лоб, есть Бог или нет. Конечно есть! Он один на всех христиан, буддистов, мусульман. Называйте Его как вам нравится. Больше всего подходит "Вселенский Разум". Верить или не верить, каждый решает для себя САМ. Свою веру в Бога скрывают по простой причине : - Хотя прямых гонений на церковь уже нет, но могут докопаться работники Политотдела (Всех абитуриентов перед поступлением проверяет особый отдел). Такого быть не должно, чтобы советский офицер оказался верующим. Училище они закончили, распределились в РВСН, дальнейшая судьба мне неизвестна.
После выпуска прошло всего лет десять. В 90-е очередной раз в России всё перевернулось с ног на голову (или с головы на ноги?). Пустующую нишу от компартии и М.-Л. идеологии надо чем-то заполнить. Вспомнили о религии и её вековых традициях в Русской армии. И теперь уже муллы, батюшки, ксёндзы и прочие ламы в военных училищах знакомят курсантов с Кораном, Библией. Хорошо это или плохо? Однозначного ответа нет. Каждый должен сам решать, верить или не верить. Нужно отметить еще тот факт, что те кто реально участвовал боевых действиях, побывал под пулями, в большинстве своем начинают верить в Бога.
Плохо то, что по армейской привычке начинали строем водить в церковь в обязательном порядке, крестить по команде.
Многие командиры и начальники с большими звездами на погонах демонстративно крестятся перед широкой публикой, а ведь до этого все 100% состояли в КПСС. Или я не прав?
Хорошо что теперь военнослужащему, курсанту в том числе, есть к кому обратиться, излить душу. Священник выслушает, подскажет, утешит, сохранит тайну исповеди.
Интересно узнать ваше мнение об этом? Предлагаю обсудить!