Найти тему
147 подписчиков

Зебр не кормить, медведям пальцы в клетку не совать! (обзор настольной игры Ark Nova)

304 прочитали
Перед вами – Арк Нова (Новый ковчег) – одна из самых хайповых игр 2022 года и самая раскладываемая игра (не считая всяких Куботронов и Санторини) у меня на столе.

Перед вами – Арк Нова (Новый ковчег) – одна из самых хайповых игр 2022 года и самая раскладываемая игра (не считая всяких Куботронов и Санторини) у меня на столе. Многие назовут её игрой года, и я, признаться, готов с ними согласиться.

Перед вами – Арк Нова (Новый ковчег) – одна из самых хайповых игр 2022 года и самая раскладываемая игра (не считая всяких Куботронов и Санторини) у меня на столе.-2

Как обычно, с предисловия:

Арк Нова стала ещё 1 настолкой, за которой я очень долго охотился, и на пути к её покупке пришлось хлебнуть лиха. На секундочку, игра взлетела в Топ-4 БГГ (аналог Кинопоиска/IMDB в настольном мире) меньше, чем за год, поэтому вопрос о том, будет ли она локализована, не стоял вообще. Но, как водится, игра попала не к «народному» издателю, который долгое время молчал про подписание контракта, а потом, из-за санкций и показного хлопанья дверями привоз игры в Россию встал под вопросом.

Тем временем интернет-магазин Единорог устроил аттракцион невиданной щедрости, и привёз в Россию партию коробок на английском языке по смешной цене в 5 тыщ рублей. На тот момент я подумал, что а) игру к тому времени локализуют б) ну евро, и евро, оверпродакшена нет, от темы ладошки не потеют. И ТРИЖДЫ! (библейская тема, абсолютно) – не поучаствовал в этих привозах.

Но зато в нашей игровой ячейке появилась пара коробочек, и на одной из посиделок в антикафе мне Арк Нову продемонстрировали. Я, конечно, проигрался в пух и прах, закончив игру с -32 очками, но игра мне очень сильно понравилась и прям-таки запала в душу…

Я подумал, что остатки от привоза Единорога уже по цене в 8000 или около того брать не хочется, (тем более что игра не славится оверпродакшеном). Поэтому и решил изыскать другие маршруты, в частности, через хороших людей, которые возят настолки из-за рубежа. Тем более, что на носу была распродажа по случаю чёрной пятницы, и коробочка выходила около 4 000 ₽. Заманчивая цена, не правда ли? Но, к сожалению, почтовые услуги и доставка при транспортном коллапсе и всяческих ограничениях — удовольствие крайне недёшевое, и привезти Арк Нову из-за рубежа стоило примерно в стоимость коробки, итого она обошлась бы мне в 8 500. А это уже не очень притягательно.

1 из 3
1 из 3

Поэтому я решил брать в рознице, и тут оказалось, что Единорог распался, и интернет-магазин забрали себе другие люди, а оффлайн-направление (и быстро свёрстанный под это дело сайт) остался у прежних хозяев. Что интересно, когда-то давно в Единороге у меня была скидка в 15%, и при разделении 2 брендов на онлайн и оффлайн скидка осталась не у тех, что возили нужную мне Арк Нову. Что делать, я потратил несколько дней на то, чтобы достучаться до Единорога и вытребовать положенную мне скидку (дня три ушло, не меньше!). Когда это удалось, я столкнулся с тем, что последние коробки Арк новы, которые привезли в Россию, есть только в Санкт-Петербурге. И в другие магазины на выдачу их никто и никак не отправляет, и купить их из другого города нельзя. Я плюнул, обратился к друзьям в Питере, и договорился, что они смогут отослать мне игру, если я оформлю доставку на их адрес. Но и тут меня ждало фиаско. Оказалось, что сайт у Единорога теперь чисто номинальный, и ничего заказать, и ничего купить с него физически невозможно. Я ещё несколько дней обзванивал и обрывал все номера телефонов, указанные на этом самом сайте, пока мне не назвали конечный номер конкретного магазина в Санкт-Петербурге и сказали разговаривать с ними. После того, как я нашёл конкретный магазин, убедился, что коробка у них физически есть и что они готовы мне её отправить, я спросил, можно ли это сделать с деком или почтой (закладывайте ещё пару дней на эти переговоры), или ещё чем-то они сказали «да, конечно, кидайте нам денег на карту по номеру телефона и мы все сделаем». Я в этот момент буквально фалломорфировал от удивления и напористости продавцов. Потому что, когда я мудохался и восстанавливал скидку и выяснял наличие игры, и выяснял, можно ли её отправить, прошла неделя, а вот когда они выставили, так сказать, мне счёт, то начали названивать мне и написывать буквально каждые полчаса, словно коллекторы со словами «а когда вы отправите денег». На мои вопросы, какого хрена и что это за странный механизм, когда для покупки в магазине я должен отправлять 7 с гаком тыщ рублей на телефон какому-то незнакомцу без чеков, без подтверждения факта оплаты и прочего… Они сказали «ну, вам игра нужна или нет, мы вот так работаем», на что я попросил подумать, и они продолжили отправлять письма мне буквально каждые полчаса.

В общем, я уже был готов психануть, и сказать, что не нужна мне коробка за такие деньги, как мне рекомендовали обратиться к «краснодарскому перекупу», который славится умением возить раритетные раритеты, как Рыжий из Шоушенка, но при этом за раритетность приходится платить иной раз конские деньги. Ну да и ладно — по счастливой случайности у него осталось ещё несколько коробок Арк Новы, причём некоторые с незначительными косяками и за эти косяки они скидывают очень приличную сумму, что вместе с накопительной скидкой у людей, которые часто заказывают, делают цену на игру прямо-таки приятные. И уж на чтобы они были у меня предубеждения брать игру не у официалов и прочее, и прочее… рыночек, как говорится, решает. Ну и коробку мне отправили буквально через пару дней и почтой России с краснодарского села она мне приехала менее чем за неделю. Сравните, сколько ушло бы на заказ у «официального» магаза.

Перед вами – Арк Нова (Новый ковчег) – одна из самых хайповых игр 2022 года и самая раскладываемая игра (не считая всяких Куботронов и Санторини) у меня на столе.-4

Ну и о самой игре.

Арк Нова — это симулятор зоопарка, в котором вам придётся балансировать между необходимостью зарабатывать деньги и спасением/сохранением живой природы.

Как мы это будем делать? Да на карточном движке — есть карты природоохранных проектов, которые требуют заполнять наш зоопарк (или выпускать в дикую природу) определённые виды животных (7 видов – хищники, приматы, рептилии, птицы, травоядные, а ещё отдельно – медведи и «контактные» животные вроде всяких козочек/пони/кроликов и 5 континентов). Есть эти самые карты животных, с различными эффектами (добери карту, продай, обменяй на ПО, улучши действие, укради у оппонента деньги и т.д.) и условиями розыгрыша (маленькие/большие животные, требующие определённых контрактов или опыта с подобными зверями, водоплавающие, горные, и т.д.) и карты инвесторов, которые дают всякие особые постройки (типа аттракционов, ларьков и магазинов), бонусы при розыгрыше карт, скидки, дополнительные действия и та далее.

Есть у вас планшет зоопарка и 5 действий –(каждое, к слову, можно улучшить и открыть новые возможности), которые расположены в 5 ячейках. Чем правее лежит карта – тем с более сильным эффектом она играется. А, выполняя конкретное действие, его карта смещается в самую левую ячейку, до самого слабого эффекта. Это чтобы грамотнее распоряжаться ресурсами ну и комбы комбить, разумеется. Что по действиям?

1 Карты – добрать карты из колоды или (если улучшено) – с открытой выставки, в пределах репутации зоопарка. Чем сильнее действие, тем больше карт вам доступно.

2 Построить вольеры пяти размеров, для простых животных (а ещё контактный зоопарк, террариум или авиарий – последние, если улучшено) или киоск (приносит деньги за соседние заполненные вольеры) или павильон (повышает привлекательность зоопарка). Строить можно тем больше, чем сильнее карта.

3 Поселить животных в вольеры (учитывая их требования по расположению, размеру зверей, их стоимости в валюте и ваших «связей» с научным и профессиональным сообществом), получить разовые эффекты и увеличить привлекательность зоопарка. Тем больше животных за раз, чем сильнее карта.

4 Заручиться поддержкой инвесторов – получить от них денег или сыграть особый контракт, который осыпет вас плюшками, бонусами, дополнительными способами набрать очков в конце игры.

5 Заняться организационной работой – заключить контракты с зоопарками на других континентах (позволит возить редких животных и делать это дешевле), договориться с партнёрским университетом (увеличит репутацию, предел карт на руке и откроет доступ к научным проектам) или же поучаствовать в природоохранном проекте. А если карта улучшена – можно и местному гринпису задонатить – всё принесёт толику победных очков.

Перед вами – Арк Нова (Новый ковчег) – одна из самых хайповых игр 2022 года и самая раскладываемая игра (не считая всяких Куботронов и Санторини) у меня на столе.-5

Кстати, о ПО. Пожалуй, главная особенность Арк Новы — это то, что здесь сразу два трека (и два типа) победных очков. (А всего треков - три, но последний, репутация, не так критично важна). И это концептуально оправдано - один трек отвечает за привлекательность вашего зоопарка (читай, насколько он популярен для посетителей), и это отвечает за ваш доход. А второй — это трек сохранения природы, который показывает, как ваш зоопарк работает над спасением редких видов животных, выполняет программу разведения видов, находящихся под угрозой исчезновения, и прочее. И когда вы «сталкиваете» оба этих трека, для всех случается конец игры, вы подсчитываете свои цели и бонусы, и узнаете точное количество победных очков. Таким образом, зоопарк, который не зарабатывает денег, потому что в него никто не ходит - плохой зоопарк, такие не выигрывают. Но и те, кто не бережёт природу (мать вашу), тоже не достоин победы!

Все говорят про то, что Арк Нова – это такой переработанный Терраформинг Марс 2.0. Но так ли это? ИМХО – да, Арк Нова повторила многие решения из Марса (а почему бы и не подглядеть за одной из самых популярных настолок в мире?). Но и своего тоже добавили с лихвой.

Перед вами – Арк Нова (Новый ковчег) – одна из самых хайповых игр 2022 года и самая раскладываемая игра (не считая всяких Куботронов и Санторини) у меня на столе.-6

Итак, в чём схожести

  1. Ваш доход между уровнями зависит от трека победных очков. В Марсе это – рейтинг терраформирования, в Арк Нове – уровень привлекательности зоопарка
  2. Конец игры наступает, когда один из игроков докачает параметры. В Марсе – будет достигнут уровень необходимых кислорода/температуры/число океанов, в Арк Нове — когда кто-то «сбалансирует» уровень привлекательности зоопарка и его работы над сохранением природы.
  3. В обоих играх есть цели/достижения, для получения которых нужно собрать требуемое число меток/тегов. В Марсе это ачивки и награды, в Арк Нове – природоохранные проекты.
  4. На треке победных очков встречаются награды, которые получит тот, кто первый докачался до нужного уровня
  5. В Марсе есть «красные» карты с одноразовыми эффектами, в Арк Нове – карты животных с одноразовыми эффектами. В Марсе есть синие карты с постоянными бонусами/доступными действиями, в Арк Нове это – карты инвесторов с постоянными бонусами и/или дополнительными условиями зарабатывания ПО в конце игры.
  6. К слову, о ценообразовании – есть карты условно бесплатные, есть за 4 монеты/мегакредита, а есть дорогущие слоны/метеориты по 30+ у.е.
  7. Многие карты требуют для своего розыгрыша количество имеющихся меток континентов/науки/прилегающих гор/водоёмов
  8. Обе игры сильно зависят от прихода карт. Но если в Марсе это должно чиниться драфтом между игроками – то в Арк Нове это «чинится» «выставкой» — открытым рынком, с которой можно брать нужные карты в зависимости от вашей репутации и прокачки действий.
  9. У обоих игр схожий принцип застройки поля с «закрыл бонус — получи бонус». Но в Марсе это – общее поле, а в Арк Нове у каждого — свой зоопарк.
  10. Похожий визуал в стиле «зачем нам художник, мы надёргаем фоток с бесплатного хостинга».
Перед вами – Арк Нова (Новый ковчег) – одна из самых хайповых игр 2022 года и самая раскладываемая игра (не считая всяких Куботронов и Санторини) у меня на столе.-7

Чем плоха Арк Нова?

Что греха таить, у игры немало недостатков.

Во-первых, ценник на игру кусается. Как в Покорении марса здесь ты платишь 5к просто за стопку карт, набор картонных планшетов, картонных тайликов и россыпь крохотных кубиков. То есть, у игры впечатляющий недопродакшен. И с этим есть определённые проблемы: к игре очень хотелось бы какие-то двухслойные планшеты, чтобы все выложенное вольеры и заполненные проекты не разлетались по столу при малейшем движении. С другой стороны, это очень проблематично и, скорее всего, очень дорого реализовать. Но, возможно, через годик-полтора мы увидим набор украшательств хотя бы с монетками, 3D-вольерами и прочими финтифлюшками, которые, по сути, для игры не нужны, но приятно радуют глаз и бустят тактильные ощущения.

Во-вторых, весомый минус Арк Новы в том, что она не очень дружелюбна к игрокам, и особенно -к новичкам. Во многом успех в партии зависит от твоей наигранности, каждый ход нужно принимать очень важные решения, которые тебе аукнутся в будущем и, в отличие от многих других евро, неправильное решение — это, фактически выстрел себе в колено. А, учитывая, что Арканова работает как снежный ком (ведь, по сути, это гонка за моментом, когда 1 из игроков стриггерит конец игры) и, совершая ошибки, можно раз за разом все сильнее ухудшать свои позиции. Конечно, отчасти это и плюс в том, что тебе нельзя играть «в экономику», то есть нельзя просто прокачиваться, готовить себе мощную «ресурсную базу» или просто сосредоточиться на своей прокачке. Здесь вся твоя работа должна сосредоточиться на получении победных очков. В противном случае, ты просто копаешь себе яму все глубже и глубже: и сосредоточившись только на одном типе зверей или упоровшись в спонсоров или выработку «денежного дзюцу», скорее всего, ты окончишь игру в глубоком минусе, и не всегда эту ошибку можно понять в процессе игры Арк Нова требует чётко следить за игровым процессом, наблюдать за тем, какие природоохранные проекты выходит в игру, а какие, скорее всего, никогда больше не появятся в партии. Например, у меня была партия, в которой я целенаправленно в начале игры начал собирать хищников, не зная того, что проект по их разведению хищников был сброшен в самом начале игры в закрытую. И я не был уверен в том, что у меня появится возможность получить на этом Очки охраны природы, но тем не менее я целенаправленно собирал их у себя в зоопарке просто потому, что у них были сильные эффекты, и на этом я не добрал очень много тех самых заветных «зелёных очков».

В третьих, стоит добавить, что, если вы раздобыли английскую коробку (а других пока в России достать невозможно), готовьтесь к тому, что вы не сможете полноценно играть с людьми, которые английский язык знают плохо, потому что в колоде примерно 60% карт животных, примерно 30% карт спонсоров и только 10% природоохранных проектов (по сути, они содержат условия для скоринга меток на картах, то есть на них текста как такового нет). У каждого из животных есть своя способность: например, у падальщиков — это возможность порыться в сбросе карт, у хищников – потянуть карты из колоды в поисках животных, у приматов — поменять местами карточки действий. А у большей части спонсоров, помимо какого-то разового эффекта, который не интуитивно описан, встречается ещё постоянный эффект, который зависит от выполнения условий или от розыгрыша карт оппонентами, так ещё у них в конце игры у многих этих карт есть особые условия для получения ПО. И если вы плохо знаете английский язык, то шанс на победу у вас очень низок.

Перед вами – Арк Нова (Новый ковчег) – одна из самых хайповых игр 2022 года и самая раскладываемая игра (не считая всяких Куботронов и Санторини) у меня на столе.-8

Но чем хороша игра?

Плюсов у Арк Новы, конечно, больше.
Это очень тематичная игра, в которой каждое ваше действие оправданно и понятно. Вот вам строительство - чем более заполненный ваш зоопарк, чем он привлекательнее. Вот вам инвесторы, они могут просто отвалить вам денег или обеспечить вас выгодными контрактами или эксклюзивными постройкам. Хотите дешевле завозить животных — заручитесь сотрудничеством с профильным зоопарком на другом континенте. Хотите иметь более широкий доступ к ввозу животных, к инвесторам и прочим — позаботьтесь о своей репутации: уважаемые зоопарки могут работать куда эффективнее. Каждое животное обладает понятным и логичным эффектом: например, большая часть травоядных — стадные животные, которых можно без проблем держать в одном вольере. Стервятники или хищники, наоборот, позволяет вам порыться в сбросе и достать оттуда что-либо ценное, что по каким-либо причинам не понадобилось другим игрокам. Смышлёные приматы помогут вам эффективно манипулировать вашими картами действий, а змеи позволят «загипнотизировать» оппонента, и сыграть его действие вместо него.

Ещё Арк Нова вынуждает тебя отыгрывать от ситуации - есть у тебя возможность поучаствовать в природоохранном проекте по выпуску в естественную среду обитания рептилий или птиц — надо это делать! Нельзя сесть в игру с готовым планом действий и придерживаться его до самых последних раундов. В таком случае ты просто-напросто окончишь партию с отрицательным счётом. Здесь очень много поворотных моментов: вот оппонент ввёл в игру природоохранный проект, в котором ты можешь очень хорошо заработать очков, значит, надо не терять такой возможности принять участие, а не отсиживаться в стороне и заниматься своими делами! Вышла на рынок очень эффективная, очень полезная карта, надо не теряться и брать её, пусть это и потребует отложить какие-то планы. Пришла конкретная цель на маленьких животных или на сбор спонсоров или инвесторов — сосредоточься на ней! С 1 стороны, это плохо, потому что иногда рандом и все, что происходит в игре, будут больно бить тебя по причинному месту, с другой это сильно увеличивает вовлечённость в игру.

Наконец, тот факт, что Арк Нова это всё-таки в определённой степени игра-гонка (см. условие конца игры), это вынуждает тебя эффективнее думать, эффективнее планировать и очень жёстко заниматься менеджментом своих ресурсов. Именно это отличает её от большей части других евро, где ты можешь сидеть на жопе и, монотонно повторяя одинаковые действия, затягивать игру и просто фармить победные очки.

Перед вами – Арк Нова (Новый ковчег) – одна из самых хайповых игр 2022 года и самая раскладываемая игра (не считая всяких Куботронов и Санторини) у меня на столе.-9

Вердикт

В это непросто поверить, но за неполных три месяца я сыграл в Арк Нову аж шесть раз (если что, не все игры, которые находятся в коллекции годами, столько раскладывались), причём в один день мы сыграли аж две партии кряду. Серьёзно, Арк Нова стала той настолкой, которую я готов играть несколько раз (и дней) подряд, и она не надоедает! Пожалуй, я готов признать, что она стала лучшей игрой этого года для меня, опередив Великую стену (которую я пипец как долго ждал) и Войны Чёрной розы (которая, несомненно, очень крутая, но очень зависит от компании, и без допов не такая самодостаточная). А всё почему? Потому что удачно сплелись тематичность, необходимость отыгрывать от стола, хорошая нагрузка для серых клеточек и весь цимес из евро, которое я очень люблю. Словом, рукоплещу, хвалю, жду дополнения!