Глобальный обзор от The Economist Intelligence Unit на 2023 год.
Редакция ЗВЕЗДА АНАЛИТИКА разбирается в деталях.
Десять бизнес-трендов на 2023 год
1. Федеральная резервная система Америки и другие западные центральные банки еще больше повышают процентные ставки, чтобы бороться с инфляцией. Однако Китай придерживается мягкой денежно-кредитной политики.
2. Инфляционный кризис наносит ущерб покупателям и розничным торговцам; замедляется даже рост электронной коммерции. Интернет-торговля составляет 14% всех продаж — по сравнению с 10% в 2019 году, но едва превысив показатель 2022 года.
3. Китай может ослабляет свою политику нулевого ковида, рискуя всплеском случаев заболевания.
4. Аппетит Азии к энергии помогает увеличить мировой спрос на нефть на 1,5%, превысив до пандемического уровня. ОПЕК неохотно увеличивает добычу, несколько снижая цены.
5. Риски рецессии и повышение ставок не препятствуют росту расходов на технологии более чем на 6%. Продажи устройств разочаровывают, но рынок искусственного интеллекта увеличивается до 500 миллиардов долларов.
6. Пытаясь привлечь новых подписчиков и бросить вызов конкурентам, компании потокового вещания продолжают вкладывать значительные средства в контент (в случае с Netflix, 17 миллиардов долларов).
7. Мировые продажи новых автомобилей выросли всего на 1%, но продажи электромобилей увеличились на 25%, поскольку Китай закрывает планы по отмене налоговых льгот для поддержания спроса.
8. Америка, крупнейшая в мире страна, тратящая на оборону, увеличивает ежегодные расходы до 800 миллиардов долларов, что более чем в три раза превышает уровень Китая. Но бюджеты с поправкой на инфляцию сокращаются.
9. Широкие индикаторы цен на сырьевые товары отступают.
10. Авиаперевозки становятся прибыльными, так как число международных рейсов увеличилось на 30%. Но они остаются ниже до пандемического уровня; многие потенциальные деловые путешественники вместо этого предпочитают встречаться удаленно.
Прогнозы для различных отраслей:
Дорогие товары помогут производителям, но усугубят отсутствие продовольственной безопасности и нанесут ущерб экономике многих стран. Хотя рост мирового ВВП замедлится до 1,6% в 2023 году с 2,8% в 2022 году, инфляция по-прежнему будет составлять 6%, что вынудит центральные банки еще больше повысить процентные ставки. Тем не менее, Китай будет поддерживать низкие ставки и может ослабляет свою политику нулевого распространения коронавируса, стимулируя мировую торговлю.
Продажи новых автомобилей вырастут на 1%, но останутся на 14% ниже уровня 2019 года. Продажи коммерческих автомобилей, менее пострадавших от пандемии, упадут еще больше. Блокировки цепочки поставок сохранятся, хотя нехватка чипов уменьшится. Дефицит энергии и более высокие цены приведут к еще большим потерям, особенно в Европе. Автопроизводителям будет сложно переложить растущие расходы на покупателей, поскольку инфляция подрывает доходы и сбережения потребителей. Прибыль упадет.
Даже электромобили будут разгоняться менее резко. Мировые продажи, удвоившиеся в 2021 году, увеличатся на 25% до 10,8 млн, или около 20% всего рынка новых автомобилей. На Китай придется более половины из них, поскольку он отказывается от планов по отмене налоговых льгот из-за страха удушения спроса. Китай также введет самые строгие в мире стандарты выбросов для автомобилей, работающих на ископаемом топливе. Продажи электроэнергии в Германии сократятся из-за сокращения субсидий. Но в долгосрочной перспективе на электромобили возлагаются большие надежды автопроизводителям, поэтому они будут выпускать их больше.
Конфликт на Украине и напряженность вокруг Тайваня заставят правительства увеличить оборонные бюджеты. Америка, крупнейший в мире расточитель, увеличит расходы почти на 9% в 2023 году до 800 млрд долларов, что более чем в три раза больше, чем у Китая, занявшего второе место. Япония и Германия будут добиваться своих целей по расходованию 2% ВВП на оборону в течение следующих пяти лет. Даже в этом случае министерствам обороны будет сложно преодолеть высокую инфляцию, поэтому расходы в реальном выражении сократятся, что станет ударом для оборонных и аэрокосмических компаний. Их проблемы будут усугубляться вопросами с рабочей силой и цепочками поставок, которые пострадают как раз тогда, когда Airbus и Boeing, мировые лидеры, попытаются поднять производство самолетов после пандемии. Тем не менее, новые технологии получат импульс. Америка увеличит расходы на исследования, а НАТО - финансирование инноваций.
Энергетический кризис будет углубляться в 2023 году, особенно в Европе. Под санкциями Запада потоки российских углеводородов сократятся, поскольку ЕС расширяет запреты на российскую нефть и в ответ прекращает практически все поставки газа. Но Азия поможет увеличить мировой спрос на нефть, который вырастет примерно на 1,5%, или на 1,5 млн баррелей в день, и превысит до пандемического уровня. Зима истощит запасы газа в Европе, а потоки сжиженного природного газа (СПГ) сократятся. Германия и Италия откроют регазификационные терминалы СПГ, но будут конкурировать с покупателями в Азии.
Замедление экономики станет проверкой финансовой стабильности в 2023 году
Глобальный крах в стиле 2008 года маловероятен, учитывая высокие резервы банков и ужесточение стандартов риска по мере начала реализации Базеля IV. Рост процентных ставок также укрепит маржу. Тем не менее, необеспеченные частные инвестиции могут не прижиться. Широкомасштабные финансовые санкции против России приведут к дальнейшим потерям и сбоям для финансовых компаний. Суверенные дефолты неизбежны в Шри-Ланке и возможны на многих других развивающихся рынках, от Монголии и Пакистана до Египта и Туниса.
В 2023 году авиационная отрасль должна стать прибыльной, поскольку неудовлетворенный спрос увеличивает количество международных туристов на 30%, до 1,6 млрд. Но глобальный туризм не вернется в нормальное русло. Количество прибывающих не достигнет допандемического уровня в 1,8 миллиарда человек, что сдерживается ростом стоимости жизни. Доходы от туризма в размере около 1,4 трлн долларов вернутся к уровню 2019 года только из-за высоких затрат на энергию, персонал и продукты питания. Covid-19 вызовет дальнейшую нехватку персонала, особенно в Америке и Европе. Деловые поездки трансформируются в онлайн-встречи.
📌Подписывайтесь на нас в Телеграм @zvezda_analytics