Найти тему

Как в Византии относились к язычникам? Часть 2.

"Мы запрещаем давать какие-либо уроки тем, кто одержим безбожным языческим безумием" - Кодекс Юстиниана.

В этой статье, я бы хотел коснуться одного события, произошедшего в 529 году, в период правления императора Юстиниана I Великого. А именно- закрытие Платоновской академии в Афинах, основанной ещё в 4 веке до Р.Х.

Фреска из римского города Помпеи, изображающая академию. Изображение из открытых источников.
Фреска из римского города Помпеи, изображающая академию. Изображение из открытых источников.

Иногда можно встретить мнение, что это событие, ознаменовало собой окончательный закат античной философской мысли и наступление "тёмных" веков. Сразу хотел бы отметить, что к этому времени, академия, уже не имела той значимости для науки как в былые времена. По сути, это было довольно малочисленное собрание языческих интеллектуалов, прохладно относившихся к процессам, происходивших в империи.

Ромейский хронист Иоанн Малала пишет следующее: "Во время консульства Деция тот же император (Юстинан I- прим. автора) послал в Афины предписание, согласно которому никто не имел права обучать там философии и толковать законы."

Согласно Кодексу Юстиниана, право на толкование и преподавание законов было только у трёх городов- Константинополя, Рима и Бируты (современный Бейрут, столица Ливана). Фактически, уже это означало, что в иных местах, в частности в Афинах, такая деятельность попадала под запрет.

Традиционно историки, сводят это событие к тезису- "Император Юстиниан закрыл Платоновскую академию." И соответственно выставляют это событие как трагедию планетарного масштаба.

Однако, выдающийся немецкий византинист Карл Крумбахер писал следующее: "Неоплатоновская академия в Афинах была лишь незначительной точкой в огромном греко-римском мире, и её исчезновение не произвело не только никакого шока, но и никаких существенных перемен в состоянии целого. Кажется, что учителя и учащиеся, то есть те, кто непосредственно пострадал от декрета, были весьма малочисленны и имели совсем незначительный авторитет, утратив контакт с народом ещё задолго до этого."
Историк- византинист Карл Крумбахер. Годы жизни 1856- 1909.
Историк- византинист Карл Крумбахер. Годы жизни 1856- 1909.

Согласитесь, мнение высказанное столь уважаемым и сведущим учёным, заставляет уже под другим углом посмотреть на значимость этого события и поставить под сомнение уже саму эту "значимость".

Ирландский историк Джон Багнелл Бери, бывший одним из виднейших византинистов начала 20 века, высказывал свою точку зрения на это событие: "Мы не знаем точно, что произошло в 529 г. Р.Х. Можно предположить, что учителя были предупреждены о том, что если они не крестятся и публично не примут христианства, они не будут допущены до преподавания и что когда последовал отказ, собственность школы была конфискована и учителя были лишены средств к жизни."
Годы жизни 1861-1927.
Годы жизни 1861-1927.

Создается впечатление, что академия была закрыта из-за нехватки средств и что учителя расстались в надежде на возобновление занятий в будущем. К слову, большинство из них уехало к главным врагам ромеев- к персам-сасанидам.

Немного напоминает события текущего года.

-4

Византийский историк и поэт, Агафий Миринейский, бывший современником этих событий, отмечал, что учителя ушли в Персию не потому что их изгнал Юстиниан, как это часто представляется, и не потому-что их академия была закрыта, но потому, что им не нравилось Христианство, преобладающее в Римской империи.

Потом, разочарованные жизнью на чужбине, многие из них вернуться обратно.

Отдельно стоит отметить, что весьма захиревшая к 6 веку академия, существовала в том числе на государственные средства, и по всей видимости, именно эта поддержка, позволяла её жить. Кажется странным, чтобы император Юстиниан, последовательно продолжавший труд апостолов, а именно- распространение веры Христовой, мог себе позволить финансировать такой рассадник язычества в самом центре своей державы.

Греческий богослов Астериос Геростергиос в своей книге "Юстиниан Великий - император и святой" пишет следующее: "... он не мог финансово поддерживать и защищать людей, преподававших теории, направленные на свержение господствующей религии и способные вызвать народные волнения и беспорядки в государстве."

Однако не стоит полагать, что эти весьма суровые, но справедливые законы, исполнялись всегда и что от всех язычников требовалось немедленное крещение. Вовсе нет, и я докажу это на примере личности весьма незаурядной и известной.

Один из самых ценных исторических трудов, составленный об Юстиниане Великом, принадлежал руке Прокопия Кесарийского. Он был, личным секретарём полководца Велисария а по совместительству- язычником. И никто его не преследовал, не бичевал, не лишал имущества. Все постигшие его незначительные беды, были лишь следствием его скользкой натуры (далее на личности Прокопия останавливаться не буду, он достоин отдельной статьи). Таких примеров, людей известных и оставивших свой след в истории, но бывших язычниками- немало.

Велисарий. Знаменитейший полководец эпохи Юстининана. Фрагмент фрески базилики Сан-Витале, Равенна. Годы жизни 500-565.
Велисарий. Знаменитейший полководец эпохи Юстининана. Фрагмент фрески базилики Сан-Витале, Равенна. Годы жизни 500-565.
"Если отдельные язычники не были откровенно настроены против Христианства и если они не возмущали народ своим поведением, то их оставляли в покое. Но когда язычество проявлялось в виде отдельных групп с организованными празднествами, тогда Юстиниан вмешивался и неумолимо эти группы уничтожал"- пишет Астериос Геростергиос.

Из всего выше сказанного следует, что Юстиниан, лишь действовал сообразно со своими религиозными убеждениями. Его сложно уличить в какой-то непоследовательности и жестокости. Он, как я уже писал в прошлой статье на эту тему, осознавал себя ответчиком за народ, вверенный ему в управление Господом нашим Иисусом Христом, слава Ему. И потому, предпринимал всё, что было в его силах, чтобы установить по всей своей державе единую веру в Единого Бога.

Юстиниан I Великий. Изображение современного художника. Авторство неизвестно, выражаю благодарность за его труд.
Юстиниан I Великий. Изображение современного художника. Авторство неизвестно, выражаю благодарность за его труд.

Благодарю за внимание. Ευχαριστώ. Не забудьте подписаться.