Найти тему
По ту сторону медиа

Лженаука в медиа

Оглавление

Знаете ли вы, что такое постправда? Сам термин «постправда» появился ещё в 1992 году. Он обозначает обстоятельства, при которых люди поддаются эмоциям, и факты уходят на второй план. Разберёмся, как медиа способствует распространению неподтверждённых фактов и как лженаука развивается в обществе постправды.

Постправда, критическое мышление и натальные карты

Раньше структура получения знаний была вертикальной. Иными словами, чтобы выпустить книгу или научный труд требовалось пройти множество инстанций. Сейчас всё изменилось — структура стала горизонтальной. Сегодня мы просто можем нажать кнопку «Опубликовать» и передать свои знания другим. С популяризацией науки быстрее начала развиваться и лженаука. Чем больше информации, тем больше ошибок и неправильных трактовок.

Лженаука — это то, с чем мы сталкиваемся постоянно. Даже у гороскопов и натальных карт нет научного подтверждения, но от этого смотреть прогнозы своего знака зодиака не становится менее интересным занятием. Каждый может рассказать в медиапространстве о своём опыте, а позже у него появятся последователи.

То есть всё, что противоречит науке — лженаука?

На самом деле, всё не так просто. Лженаукой можно считать только ту сферу, которая претендует на научное знание, но используемые факты чаще всего не подтверждаются исследованиями.

Но мы не можем причислять к лженауке недоказанные или опровергнутые в прошлом научные гипотезы, так как не все научные теории подтверждаются. Важно понимать: лженаука уверяет, что именно её факты правдивы, и не признаёт своих ошибок.

Как распознать лженауку?

Над этим вопросом бьются учёные уже много лет, но единой инструкции нет. Совет от нас: проверять дважды всю информацию, которую вы видите в Интернете. В лженауках все термины размыты, а принципы науки игнорируются.

Получается, лженаука — всегда плохо?

Нет, пока это не начинает влиять на вашу жизнь и ваши действия. Слепое следование любой информации, которая нашлась в Интернете, не приведёт ни к чему хорошему. Ключ ко всему — осознанное потребление контента и критическое мышление.

Наука
7 млн интересуются