В школе нас учили, что в эпоху верхнего (позднего) палеолита (древнекаменного века) в отношениях между людьми в первобытной общине сложился так называемый матриархат: сперва у неандертальцев, а с появлением homo sapiens так же и у него. И что матриархат просуществовал вплоть до эпох мезолита (среднего каменного века) и неолита (нового каменного века). Нам примитивно объяснили в школе, что это было такое время, когда женщины господствовали над мужчинами.
Я помню, как я в школьные годы спорил с одной своей одноклассницей по какому-то вопросу, и она, не найдя больше никаких аргументов в защиту своей позиции, заявила мне, что, а вот раньше, дескать, был матриархат.
На сегодняшний день, многие так же понимают, что то, что называют матриархатом, было, своего рода, зеркалом наступившего позже патриархата. Так ли это? Давайте разберёмся в этом историческом вопросе.
В верхнем палеолите производительность охоты резко повысилась, и это способствовало ещё более чёткому разделению труда между мужчинами и женщинами. Мужчины постоянно были заняты охотой, а женщины, при развивавшейся относительной оседлости (в силу всё той же большей производительности охоты), больше времени проводили на стоянках, ведя всё усложнявшееся хозяйство группы. Женщины в условиях более или менее оседлой жизни изготовляли одежду, различную утварь, собирали съедобные и технические растения, например, употреблявшиеся для плетения, приготовляли пищу. Исключительно важно также, что именно женщины были хозяйками в общественных жилищах, тогда как их мужья были здесь пришельцами.
В те времена установился и стал господствовать материнский родовой строй (это когда все члены одной общины являются друг другу родственниками, восходящими родством к старшей женщине-родоначальнице), для которого был характерен групповой брак, когда отец точно не был известен. При этом дети, разумеется, принадлежали женщинам, и это усиливало социальную роль и влияние на общественные дела женщины-матери.
Прямыми указаниями на оформление материнского рода в это время являются, с одной стороны, общинные жилища, а с другой – широко распространённые изображения женщин, в которых можно видеть образы женщин-родоначальниц, известных по данным фольклора, например, у эскимосов и алеутов.
Таким образом, рассматривая этот древнейший период истории человечества, можно говорить только лишь о высокой социальной роли женщины и её некотором влиянии на общественные дела. Но ни о каком господстве женщин над мужчинами речь, собственно говоря, не идёт! Позднее, с наступлением патриархального уклада жизни, роль женщины была сведена, практически, на нет. Женщина, в большинстве своём случаев, стала рассматриваться как собственность мужчины, который мог сделать с ней всё, что угодно, вплоть до убийства.
Теперь, понимая всё это, матриархатом вполне можно назвать также и современное западное общество, где у женщин на сегодняшний день так же очень высокая социальная роль. Да и российское современное общество в этом свете тоже можно рассматривать как, в некотором смысле, матриархальное относительно более ранних времён. Ну а в целом в современной науке превалирует точка зрения, что чисто матриархальных обществ никогда не существовало, в примитивном их понимании как господства женщин над мужчинами.
В настоящее время общества с относительным доминированием женщин-матерей в некоторых сферах общественной жизни сохранились лишь в некоторых районах Тибета, южной части Алтая, Южной и Юго-Восточной Азии (например, народ ранатхари, проживающий в Индии и Непале, минангкабау, кхаси и гаро) и Африки (ашанти, йоруба и другие), где наряду с относительно высоким женским статусом типично также и многомужество, а также матриархальный уклад сохранился у некоторых народов Микронезии.
Уважаемые читатели, если статья была для вас интересна, то не забывайте, пожалуйста, ставить лайки!