Вопрос не праздный: в преддверии каждого нового года верующие – будь то мусульмане или христиане – обсуждают одну и ту же тему. Одни категорически против, другие относятся к нему нейтрально, третьи даже активно выступают за (дальше мы объясним, кто эти третьи). Давайте же разберёмся, как нам, верующим в святого и истинного Бога, следует мыслить об этом то ли празднике, то ли "языческой вакханалии".
В начале же всего выясним, откуда вообще взялся этот новый год, кто вздумал отмечать его именно 1 января, в самый разгар зимы? Ну правда, логичнее ведь сделать новый год весной, когда природа "воскресает", обновляется, и начинается как бы всё новое. А тут вдруг неожиданное 1 января, которое, кажется без рассуждения, приняло всё человечество за изъятием некоторых отдельных частей Земли.
История появления нашей календарной системы
Конечно же наши исследования приведут нас к римлянам, цивилизации-гиганту, которая вобрала в себя — во многом путём завоеваний обширных территорий — все достижения прежних великих цивилизаций: Египта, Вавилона, Персии и Греции, – о чём подробно можно прочитать в пророческой книге Даниила. Именно Риму суждено было от Бога владычествовать над Святой землёй в самый момент пришествия Господа нашего Иисуса Христа во плоти. И по промыслу Божьему Рим владел всем Средиземноморьем, то есть самой обитаемой частью мира, ведь это так нужно было для быстрого распространения Евангелия.
В древности римляне, когда ещё не развратились и имели у себя умных людей, делали успехи в разработке календарной системы. Вначале они пользовались лунным календарём с 10-ю месяцами. Потом некий царь Нума Помпилий (753-671 гг. до Р. Х.) провёл реформу и ввёл дополнительно два месяца, получив довольно хороший календарь, ставший прародителем юлианского, а значит и григорианского календарей. Этот так называемый Ранний римский календарь имел большой плюс — начинался он, как и положено даже по Библии (Исх. 12:2), весной, а именно 1 марта. Но был он всё равно какой-то кривой (многие месяцы длились всего 29 дней), поэтому Юлий Цезарь в 46 г., в последний раз до Рождения Спасителя, реформировал календарь, который, как легко догадаться, стал называться юлианским, – его, к слову, до сих пор бережно хранят многие поместные Православные Церкви.
Таким вот образом юлианский календарь в момент воплощения Сына Божьего являлся самой последней и астрономически совершенной системой солнечного календаря. Не будем упускать из вида этот важный факт: у Бога всё продумано, не зря ведь Он вдохновил этих древних астрономов на открытия прямо перед временем Рождества.
Бог – Создатель небесных тел
А что здесь присутствовал Божий промысел, сейчас докажем. Мы истинно верим в Создателя неба и земли, того, "кто установил на небе созвездия зодиака и установил на нем светильник и освещающую луну" (Коран, 25:61). Согласно слову Божьему, все небесные тела "плывут по орбитам" (21:33). Вот и Земля наша родная движется по орбите вокруг Солнца, причём не по кругу, а эллиптически, и в каждый момент времени находится на разном удалении от Солнца. Юлианский календарь начинается с 1 января – с довольно обоснованной даты, ведь прямо в это время Земля собирается совершить новый оборот вокруг Солнца с начальной позиции – перигелия, ближайшей к Солнцу точки на орбите (147 098 291 километров). Пусть же астрономы и все жители Земли хотя бы ради этого чудесного Божьего знамения благочестиво отметят 1 января, восхваляя благого и премудрого Создателя!
Вот так само астрономические положение дел обличает безбожных конспирологов, всю жизнь посвятивших страху перед заговорами "злобных" императоров-язычников и их приспешников. Но даже тот факт, что те астрологи и жрецы из Египта и Рима, изобрётшие календарь, поклонялись Солнцу, идёт в пользу юлианского календаря, ведь они больше всего не хотели обидеть своих богов (небесные тела) — следовательно старались сделать всё как можно точнее и правильнее.
А ведь юлианский календарь действительно получился довольно точным, не зря христиане даже в лице великих богословов и подвижников первых веков легко приняли данную календарную систему. Конечно, они приняли её не ради почитания римских богов, "которые в существе не боги" (Гал. 4:8), а единственно ради Христа — Создателя космоса. Отныне все церковные даты – будь то Господские или Богородичные праздники, или памяти святых – стали определяться по признанному всей ойкуменой календарю.
Юлианский календарь был хорош для своего времени, но всё же с веками из-за грубости расчётов стал не соответствовать истинному астрономическому времени: средняя продолжительность тропического (солнечного) года составляет 365,2425 дней, но разработчики юлианского календаря взяли округлённую дату – 365,25 дней, то есть 365 дней и ещё четверть дня. Таким образом каждый раз юлианский год "убегал" от астрономического на 11 минут. К концу средневековья отклонение достигло аж 10-и дней, что конечно же создавало многие трудности в вычислении Пасхи. Тогда папа Григорий XIII (1502–1585 гг.) взялся за реформирование этого уже устаревшего календаря. По итогу были учтены те 10 лишних дней и введена усовершенствована система високосных годов. В 1582 году после 4 октября сразу началось 15 октября. И этим новым и более точных григорианским календарём мы пользуемся до сего дня.
Раньше, когда христиане взяли на вооружение юлианский календарь, не было какой-то определённой и фиксированный даты Нового года. Разные народы отмечали его в разное время: на Руси до 1495 года новый год ассоциировался с началом весны, Благовещением (момент воплощения Сына Божьего во чреве Девы Марии), Пасхальным периодом (как в книге Исход 12:2), началом посевных и сельскохозяйственных работ. Потом Новый год перенесли на 1 сентября, связанный с началом сезона сбора урожая ("летом Господним благоприятным", – Луки 4:19), а также с ветхозаветным Праздником Труб (Рош ха-Шана) – Левит 23:24 – праздником второго пришествия Христа при гласе трубном (1 Фес. 4:16). До сих пор начало индикта – церковного новолетия (начало нового богослужебного круга) в Православной Церкви отмечается именно 1 сентября.
Впоследствии библейское обоснование получило празднование Нового года 1 января. Дело в том, что 1 января выпадет прямо на восьмой день от Рождества Христова (25 декабря), то есть на самый день обрезания Господа по плоти и наречения Его именем Иисус, как мы читаем в Евангелии:
По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца , дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. (Луки 2:21)
Таким образом, начало календарного цикла стало зависеть сугубо от даты Рождества, что кажется нам весьма логичным и правильным — пусть год начинается именно в день начала полноценной жизни Иисуса Христа на Земле – в праздник Обрезания. В России традицию отмечать Новый год 1 января закрепил на государственном уровне Пётр I в 1700 году – он взял её у западных христиан.
Мы уже говорили здесь, что празднование Рождества Христова 25 декабря (или 7 января) обосновано библейски и не является язычеством - как невежественно говорят некоторые, - ведь мы хвалим в этот день не звезду Солнце (да не будет!), а Родившееся в этот день истинное Солнце правды – Христа Бога нашего, по слову пророка:
...А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные. (Мал. 4:2)
Для тех, кто хвалит Господа, не может быть осуждения, в какой бы день они эту хвалу не возносили... Отсюда пусть умолкнут имеющие "немощную совесть" и до сих пор "признающею идолов" (1 Кор. 8:7), которые так боятся "языческих дней", что с ужасом опасаются, как бы праздник Богу Святому и Преславному не выпал у них в одно время с каким-то никчёмным и никому не нужным языческим "праздником". Пусть эти боязливые тогда опасаются каждого дня года, ведь во все эти дни язычники в прошлом совершали свои празднества. А мы, верующие, что всё Господне и Богом сотворено и что "нет ничего в себе самом нечистого" (Рим. 14:14), и всё служит Богу, не будем даже обращать внимания на что-то языческое, но устремим взор единственно на Христа, кроме которого мы не хотим знать ничего (1 Кор. 2:2).
Как праздновать Новый год?
Мы выяснили, что празднование Нового года 1 января имеет свой смысл и обосновано библейски. Однако негативное отношение к этому празднику у многих верующих связано с постыдными беззакониями и ужасными мерзостями неверных, которые они творят на своих нечестивых сборищах. Действительно, советские безбожники полностью обесценили христианский праздник в глазах миллионов людей и сделали его светским праздником, – ну кто сегодня скажет, что 1 января – день Обрезания Господня? Извратив христианское понимание, они сделали этот день днём бесчинства... Надо ли говорить, что всякое зло и нечистота порицаются Библией и Кораном повсеместно? Апостол Павел говорит:
А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. (Еф. 5:3)
И Коран:
...Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать без всякого права... (7:33)
Впрочем, это запрещено абсолютно всегда! Не только в Новый год, но и во все другие дни. Пусть люди научатся отделять добро от зла и перестанут всё грести под одну гребёнку. Да, блуд и нечистота, пьянство, разврат запрещены. [В эту категорию также попадает персонаж из языческой мифологии – Дед Мороз, которого нельзя почитать верующим! Про Деда Мороза и про то, как он пагубно влияет на веру и благочестие взрослых и детей, мы уже говорили здесь].
Однако не запрещено то, что не несёт в себе умысла идолопоклонства и не является беззаконным. Кто хочет, может поставить ёлку и украсить её. Это не будет идолопоклонством, ведь всякий здоровый и верный Богу ум не считает ель идолом и не собирается кланяться ей. А ставится она лишь для украшения и радости, что не запрещено: в Библии мы читаем, как люди встречали праздник Кущей, Бог заповедал им взять множество ветвей и размахивать ими в знак торжества:
...возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней. (Левит 23:40)
В Евангелии мы читаем, как люди радостно встречали Господа с ветвями в руках:
...множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! (Ин. 12:12-13)
Почему бы нам для праздничного торжества в честь Господа не использовать красивые и радостные (зелёные даже зимой) ветви хвойных деревьев?
Как встретить и провести 1 января?
Мы выяснили, что у многих христиан есть реальный повод отпраздновать Новый год (праздник Обрезания Господня). Многие поместные Православные Церкви (Константинопольская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Греческая, Александрийская, Антиохийская, Албанская Церкви, а также Православная Церковь в Америке) уже отметили Рождество 25 декабря, и конечно они будут отмечать праздник Обрезания (он же праздник Василия Великого) 1 января вместе со всей Западной Церковью.
А вот те поместные Православные Церкви, которые празднуют по юлианскому календарю, ещё не встретили Рождество, и у них пост. Однако и им можно отметить даже саму полночь 1 января. Православный Часослов содержит службу Полунощницы, и как было бы прекрасно, если бы все мы вместе совершили чин этой службы, воссылая хвалу Богу за то, что Он сподобил нас прожить ещё год. Нам кажется, Бог особенно возлюбит тех, кто в эту ночь разврата нечестивых кто-то будет возносить к престолу Господа горячие молитвы. Тематически к Новому году подходит следующее евангельское чтение:
И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее. (Луки 13:6-9)
Мусульманам же, ещё не принявшим всю полноту истины, необходимо скорее познать Библию и Господни праздники, как учит Коран:
О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение. (4:136)
Пусть люди Инджила (Евангелия) судят согласно тому, что Аллах ниспослал в нем. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами. (5:47)
Заключение
Нам кажется, верующие должны перестать ругать Новый год (1 января), ведь изначально это христианский праздник. Пусть не смущают нас дела злодеев, которые привыкли к своим злодействам и делают их постоянно, не только в этот день. Лучше посвятим наши трапезы и наши молитвы в этот день одному Господу. "Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Яко Господь Вышний страшен, Царь велий по всей земли" (Пс. 46:2, 3, Славянский перевод)!
Посвятим данные нам от Бога дни отдохновения не на праздное прозябание и разврат (что неприлично верующим!), а на усердное служение Иисусу в делах милосердия (кому помочь делом или духовной беседой), молитвы и конечно же воздержания (ведь греховность чревоугодия никто не отменял). И силой великого Бога возвратится к людям истинное понимание 1 января!
Премудрому же и Преславному нашему Богу – Отцу, Сыну и Святому Духу – да будет вся хвала, честь и поклонение во веки веков. Аминь!