18 июля 1573 года темный и угрюмый средневековый мир готовился услышать смертный приговор художнику за созданное им полотно для трапезной венецианского монастыря...
Веронезе сам, своевольно внес в картину "Тайная вечеря" всякое непотребство, а именно, угодливых слуг с подносами, как на пиру, мавританских мальцов, потешных карликов, музыкантов, довольного пса, двух немецких воинов с вином, и самое возмутительное(!) ...шута с попугаем в руке.
Суд инквизиции, имевший в Венеции неограниченные полномочия для борьбы с распространением ересей, расследовал каждую деталь картины.
Издевательство над христианской верой для монастыря!!!
Также выглядело весьма помпезным то, что на полотне размером 555 на 1280 см Христос излагает заповеди о смирении и христианской любви своим ученикам в роскошном дворце с тремя величественными арками.
Как выяснил, согласно архивов, старший редактор галереи Тейт в Лондоне Ли Чешир, на обвинения суда Веронезе ответил так:
– Художники пользуются теми же вольностями, как поэты и сумасшедшие.
Инквизиторы попытаются протянуть ему соломинку:
–Кто-нибудь Вам приказывал изображать...?
И услышат категоричный ответ:
–Нет!
Автор потешался над святынями на картине и теперь перед судом инквизиции! Неслыханная дерзость и неуважение к суду. Автор ни в чем не каялся. Он добавил только:
"Я пишу картины со всеми теми соображениями, которые свойственны моему уму..."
И если уж говорить о поэтах. Инквизиторы знали, что у Вергилия есть фраза не в пользу Веронезе: "Alitur vitium vivitque tegendo" (Сокрытие зла питает и оживляет его).
Остается загадкой, как суд, имеющий все доказательства тяжелой вины Веронезе, отправивший на костер сотни невинных, дал художнику 3 месяца на переделку. Видимо, про себя они оценили гениальность мастера?
И Веронезе НЕ ИСПОЛНИТ решение суда!!!
Он не сделает ни одного мазка согласно рекомендациям инквизиции. Просто назовет картину иначе.
Теперь это не "Тайная вечеря", а "Пир в доме Левия". Веронезе снова будет испытывать судьбу.
И снова судьба к нему милостива, хотя впоследствии Контрреформация будет запрещать его сюжеты для публики.
В 1588 году вольнодумец Веронезе умрет в любимой им Венеции, но не костре, он заразится лихорадкой, оставив множество эскизов и этюдов сыновьям для продолжения великого дела отца.
После ухода мастера и смутьяна нравов, его брат и сыновья тоже проявят характер и волю – они добьются, чтобы художник был похоронен в церкви Св. Себастьяна, над убранством которой он работал.
Смелость художника мы оценили по праву. Но с другой стороны, не заложил ли он прецедент, когда одну сцену в силу обстоятельств художник может переименовать в другую, один смысл подменить другим, одну концепцию – другой и т.д.
Искусствоведы, конечно, выпутались. Они нашли признаки и "Тайной вечери", и "Пира в доме Левия". Но так ведь Шишкин при случае мог "Корабельную рощу" назвать "Лесом сказок", а Перов "Тройку" – "Детскими забавами" и т.д.
Слово за тобой, дорогой читатель.
Читайте на канале:
Епископ Иероним повторил путь своего друга Яна Гуса. Вы удивитесь, как это произошло