Фильм, о котором сегодня пойдет речь, являет собой ярчайший пример сначала полного непонимания со стороны зрителей и критиков, а потом "внезапного осознания" и приобретения культового статуса, пусть даже позже, чем надо. Рассказывая о Джулиане Сэндсе (ссылка будет ниже), упоминал эту картину как попытку актера выйти за рамки своего амплуа и показать что-то новое. На мой скромный взгляд, у него это отлично получилось, да и находившиеся в то время на гребне славы Шерилин Фенн и Билл Пакстон сумели создать интересные образы, в которые ранее им не доводилось входить.
Стоит отметить, что трудная судьба у фильма была еще на этапе написания сценария. Сама идея ленты, несколько абсурдная и странная, пришла в голову продюсеру Филиппу Каланду еще в конце 80-х годов. Изначально подразумевалось, что фильм будет типичным боди-хоррором, да и неожиданный успех фильма "Мизери" закрепил продюсера в идее реализовать данную задумку. К написанию сценария привлекли дочь великого и ужасного Дэвида Линча Дженнифер, которую быстро назначили подающей большие надежды (что неудивительно, ведь ее отец в начале 90-х годов был на пике своей режиссерской формы).
Дженнифер посмотрела наброски и послушала автора идеи, после чего озвучила кратко свою позицию: "ну, это звучит ужасно". Однако, получение большей творческой свободы и некоторое пополнение банковского счета переубедили Дженнифер и она с радостью принялась за работу. В сценарии она отошла от жесткого боди-хоррора и добавила больше элементов черного юмора. Получился хлесткий и необычный скрипт, который в итоге вылился в "Елену в ящике".
Главный герой картины - молодой и талантливый хирург Ник Кавана, который происходит из богатой буржуазной семьи, обладает привлекательной внешностью и отличными манерами, у окружающих вызывает только уважение. Казалось бы, что еще для жизни надо? Да только одержим Ник роковой страстью - красоткой по имени Елена, "пожирательницей мужчин", в которую влюбляется после первой совместной ночи. Только для Елены главный герой один из многих, и она напрямую дает понять, что не готова к моногамным отношениям. Все попытки Ника добиться взаимности вызывают у нее насмешки. Елена в открытую его троллит, уводя с вечеринки лучшего друга главного героя (при этом, еще условно находясь в отношениях с героем Билла Пакстона). Она явно доминирует и показывает ненужность и никчемность Ника.
Но идеи фрейдизма реализованы в основе этой картины. Глубоко внутри Ник - страдающий мальчик, на которого родители не обращали внимание (отец был постоянно занят, а мать в открытую изменяла, что не раз видел Ник). Его мужское начало так и не развилось, но возникла потребность в сильной женщине, которая должна над ним доминировать. Поняв для себя, что "идеал найден", Ник не знает, как можно приблизить к себе Елену, но все меняет нелепая случайность: после очередной ссоры ее сбивает машина и повреждает ноги. Так как это случилось недалеко от дома Ника, он решает идти на крайние меры: увозит Елену с места происшествия и частично ампутирует ей ноги, явно вдохновляясь имеющейся у него дома копией статуи Венеры Милосской. Этот поступок освобождает в нем все то, что копилось с детства, позволяя выплеснуть свои девиации (это даже называется акротомофилией). Однако, ограничение свободы и несчастный случай никак не приручают дерзкую красавицу: острая на язык, она продолжает троллить Ника, высмеивая его антимужественность и психопатическую натуру.
Надо сказать, что несмотря на некоторую условность сюжета и его ярко выраженную абсурдность, фильм переключается между разными жанрами от эротического триллера до боди-хоррора с элементами черного юмора. В нем великолепно подобрана музыка от Tears for fears до Enigma (да, да, в одной из ключевых сцен картины играет та самая Sadeness). Играющие второплановые роли Билл Пакстон, Куртвуд Смит и Арт Гарфункель явно выходят из своих обычных амплуа, но смотрятся очень органично. Кого-то сюжет может шокировать, но с точки зрения зрителя, фильм работает на все 100%. Возникает вопрос: что такое произошло, из-за чего фильм оказался в год выхода абсолютным провалом?
Как ни странно, причиной являются вводные при создании картины и допущенные ошибки в стадии препродакшена. Студия Orion, которая после успехов своих фильмов 80-х годов, уже находилась в упадочном состоянии, решила сделать ставку на эту постановку, благо, что не требовалось большого бюджета, однако, была необходимость в восходящей "звезде", которая могла быть созвучна провокативному тону сценария.
Роль предложили Мадонне, которая вроде как загорелась идеей сыграть в этой картине, но после нескольких провалов подряд, "неожиданно" для себя осознала, что с провокативностью следует завязывать. И перед самым началом съемок в январе 1991-го покинула проект. Для любой постановки, где задействована огромная команда и бюджет выше 2 коробок чипсов, любой простой означает огромные убытки, поэтому продюсеры быстро подписали на фильм Ким Бесингер, которой в то время нужен был новый толчок в карьере. Актриса сначала с радостью начала сниматься, но опять же, включив "звезду", волевым решением повелела переписать сценарий, чтобы сделать свою героиню менее стервозной. Продюсеры приняли волевое решение указать актрисе на дверь, что в итоге вылилось в долгие судебные разбирательства. Хотя Бесингер суд проиграла и по итогам даже подала на банкротство, вокруг фильма создался негативный флер в прессе.
Продюсеры сумели подписать звезду фильмов Дэвида Линча Шерилин Фенн, в те годы подававшую большие надежды. Джулиан Сэндс, изначально желавший воплотить этот образ, с радостью взялся играть роль психически неуравновешенного врача-хирурга, который после 1 ночи с роковой красоткой по имени Елена, стал ею просто одержим. Хотя актер воплотил роль себялюбивого психопата, ему удалось создать эмоциональный образ, который в фильме отлично раскрывается и показывает, почему главный герой стал таким. Кроме того, к фильму присоединился Билл Пакстон, в то время также шедший в гору, во многом благодаря работам в фильмах Джеймса Кэмерона. Хотя во время съемок все прошло нормально и скандалов не было, предыдущая шумиха в прессе сыграла свою роль.
Фильм показали в январе 1993 года, где он получил сдержанный прием у критиков, однако, становилось ясно, что фильм хитом не будет. Продюсеры выпустили его в прокат в сентябре 1993 года, где "Елена в ящике" полностью провалилась. Критики и зрители были не в восторге. По итогам года фильм попал в номинации "Золотой малины", а Дженнифер Линч даже удостоилась награды за худшую режиссуру, после чего резко решила завязать с режиссурой.
Тем не менее, резкая критика с годами ослабла, а фильм признали недопонятым шедевром своего времени, хотя такая точка зрения ходит больше у сторонников культа этой картины.
Могу сказать, что "Елена в ящике" содержит абсурдистские элементы, но не является диким арт-хаусом. Это тонкое и мастерски выстроенное кино, которое несет в себе ряд глубоких идей, балансируя между "кино не для всех" и популярными в то время зрительскими жанрами. Отличные актерские работы, хорошая режиссура и прекрасное музыкальное сопровождение - отличный повод, как минимум, хотя бы ознакомиться с этой картиной.
Также рекомендую статью об исполнителе главной роли - Джулиане Сэндсе:
Кстати, культовым фильмом может быть не только арт-хаус, но даже трэш-боевик, подробнее можно прочитать тут:
------------------------------------------------------------------------------------
Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.