Речь в статье пойдет об актере Талгате Нигматулине, которого прозвали «советским Брюсом Ли». Знаменитый артист и каратист полностью соответствовал этому прозвищу. Во-первых, Талгат, родившийся в Ташкенте, имел восточную внешность. Во-вторых, мужчина увлекался не только восточными единоборствами, но и восточной же философией. Считается, что последнее его погубило.
Детство и юность
Талгат Нигматулин появился на свет, как я указала выше, в Ташкенте, в семье женщины, которая ранее стала вдовой. Детство у мальчика было безрадостным. Во-первых, он воспитывался без мужчины в доме, что априори существенный недостаток. Во-вторых, мама одна не могла обеспечивать Талгата всем необходимым. Паренёк даже одно время жил в детском доме.
Окончив школу, Нигматулин решил уехать из родного Ташкента. Он хотел покорить Москву. В принципе, правильное было решение. Нигамтулину нечего было терять. Он собрался и поехал в столицу СССР.
Там парень хотел продвигаться по эстрадно-цирковой линии, поступил даже в соответствующее училище. Но однажды Талгат попал в киношную массовку и решил, что нужно поступать в театральный. Получилось. Нигматулин учился во ВГИКе, стал актером. Его начали снимать в картинах киностудии «Узбекфильм».
Постепенно Нигматулин становился всё популярнее и популярнее. Пиком стала работа в фильме «Пираты XX века». Нигматулин там сыграл пирата Салеха, с которым бился герой Николая Еременко.
Талгат сильно увлекался карате. Это для него была самая настоящая отдушина. А потом заниматься единоборством советским гражданам запретили.
Секта
О том, почему в СССР запретили карате, можно написать целую статью. Версии выдвигаются разные. По одной из них, каратисты стали представлять серьезную угрозу для государства. И, пожалуй, пример Нигматулина это, скорее, подтверждает, чем опровергает. Ведь актер и спортсмен вступил в секту «Четвертый путь», главой которой был Мирзабай Кымбатбаев. А серым кардиналом – парапсихолог Абай Борубаев – выходец из города Ош, из номенклатурной семьи.
Зачем Талгату понадобилось вступать в секту? По одной из версий, Нигматулину нужен был глоток свободы. Участие в секте отлично в этом помогало. Ведь в «Четвертом пути» отвергали советские ценности.
Вероятно, Талгата просто одурманили, обманули. По некоторым данным, адепты секты даже запрещенные вещества употребляли.
Впрочем, к Мирзабаю Кымбатбаеву Нигматулин пришел добровольно. Возможно, что Талгат нуждался в общении с таким человеком, потому что у актера не было отца.
К сожалению, эта тяга к учителю Нигматулина и погубила. Вернее, желание разорвать все связи с главой секты.
Кстати: а действительно ли это была секта?
По всем признакам – да. Самое главное, что Кымбатбаев при поддержке Борубаева подавлял волю участников «Четвертого пути», выманивал у них деньги.
Да особо-то и выманивать не требовалось. Все члены секты добровольно отдавали средства своему учителю. Нигматулин относил Кымбатбаеву немаленькие гонорары за съемки в фильмах.
Кстати еще: Талгат добился того, чтобы Мирзабай и Абай получили роли в короткометражке «Эхо».
Попытка выхода из секты
В какой-то момент Талгат Нигматулин осознал, что нужно уходить. Актер и спортсмен хотел жить с супругой, а не подчиняться полностью лидерам «Четвертого пути». Но из секты знаменитость выпускать не хотели.
Мирзабай придумал план. Кымбатбаев поручил Нигматулину отправиться в Вильнюс, чтобы разобраться с несколькими членами секты, которые якобы отбились от рук, перестали платить членские взносы.
Нигматулин поехал в Вильнюс, но отказался заниматься вымогательством. На одной из квартир в городе Талгата поджидали 11 человек.
Нигматулина избивали всю ночь. Сам Талгат не защищался. Почему актер не использовал карате – загадка. Версий хватает:
1. Возможно, Нигматулину внушили, что он проходит некий ритуал посвящения.
2. Может быть, Талгат был одурманен запрещенными веществами.
3. Сами истязатели заявляли, что Нигматулин был мазохистом.
Талгату нанесли множество травм. Шансов выжить не было.
Соседи ночью вызывали милицию. Однако стражей правопорядка встретили вполне интеллигентные люди. Милиционеры и подумать не могли, что в квартире происходит истязание.
И все же убийц Нигматулина схватили. Одного из них признали невменяемым. Остальных судили. Мирзабай Кымбатбаев отсидел в тюрьме 12 лет. Вышел на свободу и продолжил заниматься сектантством в уже независимой стране – в Узбекистане.
А Абай Борубаев заболел в местах заключения туберкулезом и ушел в мир иной.