В 1947 – 1953 годах в СССР попытались создать железнодорожный Великий северный путь, который мог связать ключевые города в непростых с точки зрения климата регионах: Мурманск (или Архангельск) с Чукоткой (или Магаданом).
Что из этого вышло – расскажу в статье.
Идея
Идеи всегда витают в воздухе. Нужно только лишь их увидеть и оформить. В.И. Суслов в книге «Северо-Сибирская железнодорожная магистраль» намекал именно на это, поэтому он указывал, что первого, кому в голову пришло создание такой магистрали, назвать очень трудно.
Автор предложил считать человеком, придумавшим идею, художника А.А. Борисова, который не просто сказал: «А давайте попробуем создать железную дорогу на Русском Севере». Он еще просчитал многие технические моменты, определил, насколько это будет затратно.
Однако проект Борисова так и не был воплощен в жизнь. Не случилось.
В 1947 году Иосиф Сталин решил, что стройка должна начаться.
Начало строительства
Всё происходило в условиях секретности. На участке Чум-Салехард-Игарка начали работу 80 тыс. заключенных, которые проложили около 1000 километров рельс.
Проект был амбициозным, но реализовать его было вполне реально.
Интересно, что строить начали сразу в нескольких направлениях. В итоге же планировали связать Обь и Енисей рельсами. Для этого требовалось создать около 1200 км путей.
Еще интересно, что никакого экономического обоснования проект не имел. В том смысле, что по этой северной железной дороге нечего было перевозить в 1947 году.
С одной стороны, глупо тратить металл, людские ресурсы (хоть и трудились заключенные), деньги и всё остальное просто так. Тем более, что этого всего ушло много.
С другой стороны, как представляется, Сталин смотрел в будущее и реализовывал проекты наперед – на перспективу. Это правильный подход.
Немножко отвлечемся:
я смотрю на новостройки, новые жилые кварталы. Там сначала строят дома. А потом организовывают инфраструктуру. Грубо говоря, детский сад могут построить спустя несколько лет. Потому что «бюджетирование» и «планирование». То есть никакого планирования.
То, что нужно строить заранее, возводят с опозданием.
Так и с той железной дорогой: её строили наперед.
Три проекта
В документах участки железной дороги фигурировали под обозначениями:
· «Стройка 501»;
· «Стройка 502»;
· «Стройка 503».
«Стройка 502» подразумевала, что на полуострове Ямал будет создан мощнейший порт с железнодорожными подъездными путями. Однако в 1949 году выяснилось, что Окская губа слишком мелководна для захода больших кораблей.
«Стройку 502» свернули.
Получается, что зря работали люди, зря тратились средства. Казалось бы, нужно было сначала провести изыскания. Но этого почему-то не сделали.
«Стройка 501» и «Стройка 503» утратили свою актуальность. Но эти проекты не сворачивали до 1953 года.
Возможно, всё это время думали, как связать оставшиеся участки дороги, что с ними делать.
Когда Иосиф Виссарионович ушел из жизни, проект свернули. Во-первых, поменялась власть. Во-вторых, была объявлена масштабная амнистия. Около 1 млн. человек вышло на свободу. Работать на стройке было некому.
Таким образом, амбициозный проект не был реализован. Затрудняюсь сказать, насколько он был нужен. И все равно как-то не очень хорошо, что железную дорогу не достроили.
Правда, до 60-х годов проект числился среди законсервированных. Окончательно от него отказались, когда началась эра космонавтики.
Строители железной дороги
Для участия в работах не брали матерых преступников. На стройку сгоняли только политических и тех, кто отбывал наказание за преступления не самой большой тяжести.
Строителям железной дороги разрешалось общаться с вольнонаемными. За заключенными не было особо строгого контроля. Кормили их неплохо.
Не все ЗК занимались физическим трудом. Есть воспоминания людей, которые трудились по специальности (в театре). И кормили неплохо, по отзывам всё тех же заключенных.
В СССР не довели до ума много амбициозных проектов. Я лично ничего в этом страшного не вижу. Как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает. В Советском Союзе делали – и очень многое.