Найти в Дзене
Петергоф | Peterhof

Альбом акварелей Александра Бенуа-Конского

Сегодняшний пост завершает цикл из трех юбилейных статей. Он посвящен 170-летию со дня рождения художника-акварелиста Александра Александровича Бенуа-Конского. В отличии от кузенов, о нем мало известно, поэтому данный текст – важный шаг к более подробному изучению его биографии и творчества. В середине XIX века родители Александра Бенуа-Конского, Александр Леонтьевич Бенуа и Мария Генриховна Бенуа-Фиксен, уехали из Санкт-Петербурга в Гамбург, где держали писчебумажный магазин и галантерейную лавку. После смерти мужа в 1875 г. Мария Бенуа-Фиксен вернулась с детьми в Санкт-Петербург. Ее сын, Александр, взял себе псевдоним «Конский», чтобы его не путали с остальными Александрами Бенуа (причина выбора именно такого псевдонима пока доподлинно не известна), а дочерей, Марию, Луизу, Клару и Эмму, в семье прозвали «гамбургскими». Старшая, Мария, вышла замуж за немца Ивана Мейера и переехала в Гамбург. В 1920-х гг. Луиза и Эмма эмигрировали во Францию, в Париж. В 1912 г. супруг Клары, архитекто

Сегодняшний пост завершает цикл из трех юбилейных статей. Он посвящен 170-летию со дня рождения художника-акварелиста Александра Александровича Бенуа-Конского. В отличии от кузенов, о нем мало известно, поэтому данный текст – важный шаг к более подробному изучению его биографии и творчества.

В середине XIX века родители Александра Бенуа-Конского, Александр Леонтьевич Бенуа и Мария Генриховна Бенуа-Фиксен, уехали из Санкт-Петербурга в Гамбург, где держали писчебумажный магазин и галантерейную лавку. После смерти мужа в 1875 г. Мария Бенуа-Фиксен вернулась с детьми в Санкт-Петербург. Ее сын, Александр, взял себе псевдоним «Конский», чтобы его не путали с остальными Александрами Бенуа (причина выбора именно такого псевдонима пока доподлинно не известна), а дочерей, Марию, Луизу, Клару и Эмму, в семье прозвали «гамбургскими». Старшая, Мария, вышла замуж за немца Ивана Мейера и переехала в Гамбург.

В 1920-х гг. Луиза и Эмма эмигрировали во Францию, в Париж. В 1912 г. супруг Клары, архитектор Зигфрид Леви, заболел базедовой болезнью и отправился на лечение в Германию. В Россию он больше не вернулся, поэтому в 1914 г., несмотря на начавшуюся войну, Клара решила, несмотря на войну быть рядом с ним в Европе, оставив детей в Санкт-Петербурге. Старшие сыновья к середине 1920-х разными путями оказались за границей, а сама Клара, вернувшись в 1918 г., эмигрировала из СССР с младшими детьми в 1933 г.

Единственный сын Александра Леонтьевича Бенуа, Александр Александрович, родился 10 июня 1852 г. в Гамбурге. В начале 1870-х уехал в Санкт-Петербург, где окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского Университета. Здесь он женился на своей троюродной сестре Августе Федоровне Эбергардт. Этот брак был счастливым, Августа Федоровна поддерживала все начинания мужа, любовно обустраивая дом и воспитывая детей. У Александра Александровича и Августы Федоровны было четыре дочери: Ирма, Екатерина, Августа и Юлия, и три сына: Александр, Карл и Альберт.

Августа Федоровна Бенуа (урожд. Эбергардт) с дочерью Ирмой. 1877-1880
Августа Федоровна Бенуа (урожд. Эбергардт) с дочерью Ирмой. 1877-1880

Семья Александра Александровича была дружной, много времени проводили вместе на дачах в пригородах Санкт-Петербурга. На его акварелях запечатлен дом в Павловске, а на семейных фотографиях дача в Ораниенбауме и в местечке Питка-ярви. После революции почти вся семья осталась в России. За границей оказались лишь сын Альберт Александрович, известный архитектор, работавший в Париже, и дочь Августа Александровна, уехавшая с супругом В. С. Лукашевичем в Аргентину. В 1919 г. умерла Августа Федоровна, а в 1928 г. – Александр Александрович. Тяжело перенесла семья 1930-е гг. и Великую Отечественную войну: одни были репрессированы, другие погибли в блокадном Ленинграде.

Проездной билет А. А. Бенуа-Конского. 1908-1909
Проездной билет А. А. Бенуа-Конского. 1908-1909

Александр Александрович Бенуа-Конский увлекался акварелью и пастелью. Несмотря на то, что диплома Академии Художеств у него не было, современники признавали его безусловный талант и мастерство. Благодаря своим успехам он был принят в Общество русских акварелистов, возглавляемое двоюродным братом и близким другом, Альбертом Николаевичем Бенуа, и принимал активное участие в выставках общества как в России, так и за рубежом. Его работы были в собрании княгини М.К. Тенишевой, а также стали частью коллекций художественных музеев в различных городах России.

Александр Александрович отдавал предпочтение пейзажу. Он писал лесные виды окрестностей своей дачи, Финский залив и прибрежные районы северных стран, привозил из поездок зарисовки городских прибалтийских улочек. На его акварелях запечатлены солнечные переливы на стогах сена, игра света в изумрудной листве деревьев и переменчивые отражения на водной глади. По воспоминаниям потомков, он достиг такого мастерства, что мог одновременно писать двумя руками, а современники отмечали, что его произведениям присущи совершенство техники, виртуозная композиция, изящество рисунка и выразительность палитры.

Долгое время акварели отводилась второстепенная роль, в сравнении с живописными полотнами. О художниках-акварелистах писали лишь небольшие заметки в связи с открытием новых выставок, вплетая сведения об их графических произведениях в общий искусствоведческий анализ представленных работ. Постепенно этот вид творчества завоевывал достойное место в истории русской живописи. Сегодня мы можем дополнить перечень русских художников-акварелистов еще одним именем талантливого пейзажиста, Александра Александровича Бенуа-Конского, о котором нам еще только предстоит узнать.

Благодарим за помощь в подготовке материала ведущего архивистахранителя фонда "Архив Музея семьи Бенуа" Светлану Мунжукову. Все изображения находятся в фондах ГМЗ «Петергоф».

#первый_источник