Процесс подбора персонала очень трудоёмкая комплексная процедура. И, один из этапов которому нужно уделить наиболее пристальное внимание — это процесс оценки претендентов на определённую должность. Ведь на поиски компетентных сотрудников уходит немало материальных и моральных затрат. И когда сотрудник проработал от месяца до года и покидает компанию, ухудшается один из главных показателей эффективности деятельности системы управления персоналом — текучесть кадров.
Важность оценки персонала
Во-первых, оценка персонала способствует качественному отбору кандидатов на вакансию. Ведь очень важно на первоначальном этапе работы с новым сотрудником выяснить, пригодны ли его изначальные навыки знания, умения, различные компетенции, к требованиям определённой должности.
Во-вторых, оценка персонала необходима и в дальнейшей эффективной работе с сотрудниками. Очень важно понимать на каком уровне находится работник после определённого периода работы в компании. Оценка помогает сопоставить текущие рабочие показатели с регламентированными требованиями и нормативами, раскрыть те аспекты трудовой деятельности работников, которые требуют улучшения. То есть, оценка персонала направлена на то, чтобы определить «узкие места», которые препятствуют достижению финансовых и трудовых целей организации.
В дальнейшем, на основе результатов оценки, проводится планирование и организация обучения работников, которое позволит подкорректировать производственный процесс, а также выстроить систему материального и морального стимулирования.
К сожалению, большинство современных компаний сталкиваются со многими проблемами, связанными с оценкой персонала. Некоторые руководители даже не понимают, какое экономическое и социальное значение для организации имеет оценка персонала, поэтому, часто она проводится с многочисленными нарушениями либо же вообще отсутствует.
Следует понимать, что, не уделяя должного внимания оценке персонала, предприятие теряет ценных квалифицированных работников, что приводит к снижению продуктивности труда, и потере финансовых ресурсов на поиск и подготовку новых сотрудников.
Основные проблемы в оценке персонала
Недооценка руководителем важности оценки персонала. В любом управленческом процессе играет большую роль отношение руководящих лиц к данному процессу. Поэтому в улучшении какого-либо процесса изначально нужно добиться понимания и поддержки со стороны непосредственного руководителя. Специалисты рекомендуют разговаривать с ними на «языке цифр». То есть с помощью определённых расчётов и показателей следует отобразить, насколько экономически выгодным является построение эффективного процесса оценки персонала.
Отсутствие регламентированного положения об оценке персонала. Для качественной и эффективной оценки персонала требуется, чтобы процедура её проведения была формально изложена в организационном документе. Так, должны отображаться: ответственные за проведение оценки лица; методы оценки; критерии оценки персонала разных подразделений; сроки и периодичность проведения оценки. Когда в компании отсутствует чёткая процедура проведения оценки, это приводит к нарушениям и к субъективным выводам после оценивания.
Отсутствует развитие системы оценивания. Процесс оценки персонала должен постоянно улучшаться и соответствовать требованиям стратегических целей и задач предприятия. Если система оценки долгое время не меняется и не дополняется новыми современными параметрами, это значит, что она неэффективна.
Фрагментарное проведение оценки персонала. Оценка персонала должна проводиться системно и комплексно и включать в себя только те методы и критерии, которые подходят к специфике работы конкретных подразделений.
Следует подчеркнуть, что эффективная система оценки должна работать на пользу как всего предприятия, так и отдельно взятых сотрудников. Она должна стимулировать сотрудника на достижение целей организации, а также реализацию своего потенциала. В противном случае оценка персонала будет вызывать лишь напряжение у работников, тревогу, деструктивное поведение, что, в свою очередь, приведёт к увеличению текучести кадров и снижению продуктивности труда.
Поэтому в разработку качественной и эффективной системы оценивания должны вовлекаться сотрудники каждого из подразделений компании. Все линейные руководители обязаны чётко и доступно прояснить основные нюансы, цели и задачи оценки, в своём подразделении. Это даст возможность наладить коммуникацию между руководителями и работниками, что снизит риск негативных последствий от оценки и приведёт к эффективному сотрудничеству и развитию потенциала всех работников.
Источник: Talent Store