Найти тему
ЗВЕЗДА-АНАЛИТИКА

«СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОМПАС» ЕВРОПЫ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ

Источник: официальный сайт Европейской службы внешних связей
Источник: официальный сайт Европейской службы внешних связей

Совместная стратегия Совета Европейского Союза – это навигатор по целям и задачам до 2030 года. В документе описываются "приоритетные действия", которые необходимо предпринять в нескольких областях.

Редакция ЗВЕЗДА АНАЛИТИКА разбирается в деталях.

«Компас» можно охарактеризовать как Оборонный доклад ЕС, рассчитанный примерно на следующие пять-десять лет. Его цель - конкретизировать цели сотрудничества в области безопасности и обороны, определенные в Глобальной стратегии ЕС по внешней политике и политике безопасности 2016 года, повысить эффективность реализации общего уровня амбиций и обеспечить желаемый эффект от оборонных инициатив ЕС, предпринятых в последние годы.

В документе проведён первый в истории анализ угроз ЕС, среди которых выделяют:

  • Терроризм и экстремизм
  • Распространение оружия массового уничтожения
  • Государственных и негосударственных субъекты, которые используют гибридные стратегии, кибератаки, кампании дезинформации
  • Киберпространство
  • Изменение климата и стихийные бедствия

Главной и долгосрочной угрозой для Европейского союза была названа Россия.

«Стратегический компас» разделен на пять секций:

  1. Описание операционной среды;
  2. Развитие функционального потенциала;
  3. Европейская защита;
  4. Развитие потенциала (Инвестиции);
  5. Партнерство.

Описание оперативной обстановки основано на Едином аналитическом потенциале ЕС (SIAC), подготовленном на основе информации, полученной гражданскими и военными разведывательными службами государств-членов, и собранной Разведывательно-ситуационным центром Европейского союза (EU INTCEN). Было указано, что оценка угрозы должна проводиться не реже одного раза в три года, начиная с 2022 года.

Одной из ключевых мер является обновление принципов планирования и сценариев военного кризисного управления таким образом, чтобы они соответствовали текущей оперативной обстановке с учетом угроз. Другие ключевые цели включают развитие структур ЕС по управлению кризисами, финансирование, формирование войск и быстрое реагирование. Система быстрого реагирования ЕС будет разработана к 2025 году таким образом, чтобы Потенциал быстрого развертывания ЕС (RDC ЕС) мог быть создан на основе обновленной концепции боевой группы и других возможностей, выделенных государствами-членами для формирования численности не более 5000 военнослужащих. При необходимости новые возможности быстрого развертывания будут включать возможности армии, Военно-воздушных сил и военно-морского флота. В дополнение к объединенным силам они будут включать в себя средства, выделенные государствами-членами для быстрого развертывания.

Что касается развития киберпространства и кибербезопасности, стратегия учитывает необходимость укрепления инструментария кибердипломатии ЕС и общей ситуационной осведомленности, а также необходимость развития потенциала операций по управлению кризисными ситуациями в вопросах кибербезопасности.

Киберсреда будет приниматься во внимание в рамках развития оборонного потенциала и комплексных мер ЕС. В киберзащите цель состоит в том, чтобы всесторонне усилить кибернетическое сдерживание ЕС.

Что касается развития потенциала ЕС, то предлагаются меры, касающиеся расходов на оборону, инвестиций и потребностей. Ключевой целью является развитие потенциала ЕС для лучшего удовлетворения оперативных потребностей путем укрепления европейской обороны и военного, и гражданского кризисного управления ЕС. Для достижения этой цели наиболее важной предлагаемой мерой является увеличение расходов на оборону.

Обязательства в рамках Постоянного структурированного сотрудничества (PESCO) должны быть выполнены к 2025 году, после чего обязательства будут обновлены.

В документе представлен индивидуальный подход к укреплению партнерских отношений с НАТО, ООН, региональными организациями и двусторонними партнерами. Роль НАТО как ключевого партнера ЕС и трансатлантическое сотрудничество были всесторонне учтены. Так области сотрудничества включают устойчивость, гибридные угрозы, космос, безопасность на море, новые технологии и военную мобильность. В документе выражается пожелание о подписании новой совместной декларации между ЕС и НАТО.

В разделе, посвященном двусторонним отношениям, подчеркивается важность развития партнерских отношений с Соединенными Штатами, Норвегией и Канадой и отмечается, что ЕС останется открытым для широкого и амбициозного соглашения о безопасности и обороне с Соединенным Королевством.

В документе предлагается начать новый диалог по вопросам безопасности и обороны со странами-партнерами в Африке.

В разделе, посвященном восточному соседству ЕС, подчеркивается развитие обстановки в области безопасности и враждебные действия России, которые оказывают влияние на стабильность и демократические процессы в регионе.

Лидеры государств – участников ЕС договорились о практических способах применения ст. 44 Договора о Европейском союзе, в соответствии с которой по поручению Совета ЕС группа желающих стран-членов может самостоятельно планировать и проводить операции, используя структуры и возможности Союза.

📌Подписывайтесь на нас в Телеграм @zvezda_analytics