Эрвиг взошел на престол после заговора, в ходе которого король Вамба был обманут, отравлен и отлучен от трона. При поддержке епископата Эрвиг созвал XII Толедский собор, чтобы узаконить свои правав на престол и положить конец попыткам Вамбы снова стать королем. Совет уступил Эрвигу и отклонил претензии Вамбы. После победы Эрвиг отправил своего предшественника в монастырь.
Получив полную поддержку Собора, Эрвиг обратил свое внимание на законодательство, и его основной целью стал пересмотр старых суровых норм и особенно «военного закона». Уже 21 октября 681 года был утвержден и вступил в силу пересмотренный кодекс, в котором новую редакцию получили 84 закона, в том числе, конечно, и «военный закон». В последнем были смягчены наказания за уклонение от военной службы, а главное — в нём отсутствовало всякое упоминание о том, что епископы также были обязаны создавать войска из священнослужителей, как это предусматривало законодательство Вамбы. Таким образом церковь возвращала себе привилегии, отнятые Вамбой. Вся законодательная деятельность Эрвига, на которого огромное влияние оказывал Юлиан, должна была показать, что возвращение к централизаторской и в большей мере антиаристократической политике Вамбы не будет. Фактически пересмотренный кодекс закреплял победу светской и церковной знати над монархией.
На первый план в государственной деятельности Эрвига вышла борьба с иудейской религиозной общиной. При поддержке XII Толедского собора Эрвиг издал двадцать восемь законов, направленных против евреев. Была введена политика возвращения к антисемитскому законодательству царствования Сисебута, хотя и в немного более мягких формах ввиду отказа от применения смертной казни. Эрвиг стремился обратить иудеев в христианство более последовательно, нежели его предшественники. Им было запрещено заниматься любым родом деятельности, в котором они могли бы иметь в подчинении христиан. На случай несоблюдения этого правила, Эрвиг постановил, что знатный человек, отдавший христианина во власть иудея, должен заплатить в казну 10 фунтов золотом (= 720 солидов). Священникам было предписано взять иудеев под свой строгий надзор. Впрочем, такую антиеврейскую политику Эрвига многие исследователи приписывают влиянию на него Юлиана, архиепископа толедского, фанатичного антисемита. Сам потомок крещённых евреев, Юлиан с особым рвением выступал против иудеев и иудаизма, ведя с ними идейную борьбу и используя всю силу церковной и королевской власти.
Однако в Септимании, которая тогда была частью Вестготского королевства и подчинялась всем его светским и церковным законам, отношение к евреям было более мягким, и во второй половине VII века Нарбонская Галлия стала убежищем для многих иудеев, бежавших или изгнанных из Испании, что вызвало возмущение испанских иерархов, в том числе Юлиана Толедского.
Изначально Эрвиг стремился компенсировать отсутствие поддержки доминирующей знати поддержкой епископальной иерархии, контролируемой его другом Юлианом, который стал настоящим примасом королевства. В январе 681 г. на XII Толедском соборе королем для этого были приняты меры, однако отсутствие серьезной и всесторонней поддержки вынудила Эрвига организовать следующий XIII Толедский Собор в ноябре 683 г. На нем король признал очевидную законодательную силу епископата и знати. Эрвиг пытался создать вокруг себя новый дворянский союз, реабилитировав участников восстания Павла в 673 г., с которым семья его жены Лювиготы скорее всего имела родственные отношения. Кроме того, знать и епископы установили, что обвиняемых в государственной измене будет судить не королевский суд, а собрание их пэров. В обмен на столь многочисленные уступки Эрвиг получил от совета обещание защиты своей семьи. Незначительное достижение, если принять во внимание, что брак дочери Эрвига, Чиксилы, с кровным родственником Вамбы, Эгикой, ставшим провинциальным герцогом, уже был оговорен и осуществлен ранее. Возможно, последнее позволило бы Эрвигу установить согласие с доминирующим дворянским блоком, чтобы ему не пришлось созывать новый совет.
В последние годы правления Эрвига его состояние заметно увеличелось за счет конфискации богатств некоторых осужденных дворян.
Новым жестким мерам, несомненно, способствовал и отголосок продвижения мусульман на территорию соседствующей с вестготами Византии, особенно в Северную Африку. Более того, в поздних «Хрониках» Альфонсо III говорится о неудачной высадке флота Омейядов на испанском левантийском побережье. В этих обстоятельствах весьма вероятно, что губернатор и гарнизон имперской Сеуты отдали себя под защиту готского королевства, таким образом создав графство Юлия Трансдукта (Альхесирас) по обеим сторонам Гибралтарского пролива.
В четверг, 14 ноября 687 г., Эрвиг, будучи смертельно болен, в королевском поместье недалеко от Толедо, озвучил то, что было заранее оговорено: несмотря на наличие потомства мужского пола, король назначил своим преемником своего зятя, герцога Эгику.
Со смертью Эрвига на следующий день начинается конец вестготской монархии.
Конец 11 части.