Надя стояла в кабинете директора, понурив голову. Как будто она - непутевая школьница, а не преподаватель с почти десятилетним стажем. Она вспомнила, как ее и еще нескольких ребят в пятом классе вызвали "на ковер" за разбитое окно - они с одноклассниками играли в футбол на школьном дворе, и последний пенальти оказался не самым удачным. Вызвали родителей, долго разбирались, а дома Наде крепко попало.
Вот и сейчас ей все казалось, что Татьяна Семеновна, директриса, рявкнет: "Завтра в школу с родителями!" Но, конечно же, она так не сделала, а лишь продолжала нудно и душно вещать о недопустимости поведения, коим недавно "отличилась" Надя.
- Вы должны четко и ясно осознать, Надежда Ивановна, что наша школа - это не какая-то шарага, это лицей! - строго отчитывала ее директриса, делая особый акцент на слове "лицей". - И уж будьте любезны впредь соблюдать все стандарты того, как должен выглядеть наш учитель! Вы меня поняли?!
- Да, - сдавленно ответила Надя и вышла из кабинета.
Слава богу, этот кошмар закончился... Поскольку у нее в этот день уроков больше не было, Надя отправилась домой. Обычно она ездила на автобусе, но сегодня решила пройтись пешком, благо погода располагала - после затяжных дождей наконец-то выглянуло солнце.
Надя купила стаканчик латте, отхлебнула ароматного напитка и тяжело вздохнула - она чувствовала себя просто ужасно после этой воспитательной беседы. "Отчитали, как какую-то девчонку! - сердито думала она. - И главное - за что!"
Причиной конфликта стали фотографии в соцсети, которые были опубликованы в паблике местного клуба, служившего местом для проведения рок-, джаз-, фолк-концертов и прочих неформальных мероприятий. Надя посетила один из таких концертов и сфотографировалась с выступавшей там группой. Кто-то увидел ее на фотографии и тут же настучал директрисе, мол, Надежда Ивановна ведет аморальный образ жизни!
Что аморального было на фотографии - непонятно. Надя была прилично одета: джинсы и черная футболка с нейтральным принтом, алкоголя на снимке не было, и даже музыканты выглядели весьма достойно - без цепей, шипов, ирокезов и прочей вызывающей атрибутики.
Однако и этого было достаточно, чтобы счесть такое поведение недопустимым - Надю вызвали в кабинет к директрисе, где подвергли настоящему допросу: почему пошла в такое заведение, что там делала, пила или нет. Видимо, сам факт того, что у преподавателя есть какие-то хобби, был возмутителен.
Надю грызла обида. Много лет она посвятила своим ученикам, и они любили ее. Конечно, бывали и конфликты с детьми и их родителями, но крайне редко. Надя работала на совесть - занималась с отстающими, готовила учеников к олимпиадам и экзаменам. И всегда ее ученики получали хорошие результаты. И вот теперь - такое... Как будто одна, довольно невинная фотография может просто так взять и перечеркнуть все Надины достижения.
Видимо, может. В школе практически весь педсостав устроил Наде настоящую травлю.
- Нам нужно всерьез задуматься о том, можем ли мы доверить наших учеников человеку, который позволяет себе подобные выходки, - сквозь зубы процедила учительница физики.
- Согласна с вами, - поддакнула историчка. - Вот увидят эту фотографию, и что про нашу школу подумают???
- Я попросила удалить то фото из группы, - попыталась оправдаться Надя, но ее самым бесцеремонным образом перебили:
- Мало ли, чего вы там просили! Вы подумали о том, что фотографию могли скопировать и разослать везде???
Лишь несколько педагогов поддержали Надю:
- Это даже более глупый повод для скандала, чем увольнение за фото в купальнике!
Дети и родители тоже поддержали любимую учительницу, но давление со стороны администрации школы продолжалось. Пройдясь по факту нахождения на рок-концерте, докопались до того, что Надя - о ужас! - обнимается с мужчиной, который не является ей ни мужем, ни иным родственником.
Ну и в довершение ко всему под конец года выпустили формуляр, в котором были изложены новые требования к педагогическому составу: не посещать сомнительные заведения типа рок-клубов и заведений фастфуда, не появляться в общественных местах с малознакомыми мужчинами, джинсы и прочую легкомысленную одежду в поле зрения учеников не носить.
Эти абсурдные правила возмутили многих молодых преподавателей.
- Нормально вообще! - фыркнула учительница окружающего мира. - А ничего, что оба моих ребенка учатся в этой школе? Мне дома и на даче тоже в строгом костюме ходить?!
- Ну да, еще и купаться в пиджаке и брюках, - усмехнулся технолог.
День выдался жарким и очень-очень занятым. Дети сильно устали, однако из последних сил помогали Наде разжечь костер и подготовить ингредиенты для ужина.
- Вы прямо как Муми-Мама! - улыбнулась одна из организаторов фестиваля. - Вам чем-нибудь помочь?
- Спасибо, не нужно, - улыбнулась в ответ Надя. - Я, скорее, не Муми-Мама, а Снусмумрик с лесными малышами...
- Кто сегодня дежурный по кухне? - обратилась она к своим питомцам.
- Я! - отозвался щуплый веснушчатый мальчишка.
- Ну тогда следи за супом, а мы пока нарежем хлеб и овощи.
Вскоре все было готово. Когда раздали еду, первые пять минут вокруг костра слышалось лишь сосредоточенное сопение и стук ложек. Надя улыбнулась - активный отдых на свежем воздухе творит чудеса! Еще вчера почти все дети воротили нос от приготовленной на костре еды, а сейчас за обе щеки уплетали суп из крупы и тушенки. "Лайфхак для родителей, - записала Надя в своем блокноте, - как накормить малоежку: свозите его на фестиваль исторической реконструкции!"
Это была уже третья подобная поездка. Каждое лето Надя собирала группу ребят из числа своих бывших учеников и вместе с ними отправлялась за город, где регулярно проводились подобные мероприятия самой разной тематики - если в прошлом году Надя с учениками выехали на фестиваль, посвященный Древней Руси и Скандинавии, то нынче на повестке дня была средневековая Европа.
Дети просто пищали от восторга - еще бы! вокруг рыцари в доспехах, можно поглазеть на турнир, подержать в руках меч и даже пострелять из лука! Особым достижением Надя считала то, что никто из ребят за эти два дня ни разу не взял в руки телефон, хотя она не отбирала гаджеты. Родителям Надя описывалась и отзванивалась сама: "Да, все в порядке. Нет, ничего не натворил. Да, скоро будем готовиться к отбою. Да, поели хорошо". Родители очень уважали Надю и знали, что ей-то уж можно доверить самое дорогое.
Наевшись, дети вымыли за собой посуду, убрали в "лагере" и, абсолютно довольные и счастливые, уползли в палатку спать. Надя же осталась сидеть у костра, отдыхая от насыщенного дня. Она любила своих ребят, но больно уж это хлопотно - следить за всей этой оравой!
Пользуясь тем, что рядом никого нет, она впервые за этот день сняла головной убор вместе с париком. С искусственными волосами было жарко и неудобно, но что поделать - это же исторический фестиваль, нужно выглядеть соответствующе! Надя довольно погладила свой ядрено-рыжий "ёжик" - да уж, с такой прической порядочные средневековые дамы никогда не ходили!
Проветрив голову во всех смыслах, она глубоко вдохнула свежий вечерний воздух и в сотый раз поблагодарила себя за решение, принятое четыре года назад.
После скандала из-за фотографии с рок-концерта активные родители хотели создать петицию, чтобы призвать руководство школы к адекватности, но Надя сказала:
- Не нужно. Я уже все решила.
Всё решили и еще несколько педагогов, которые не собирались мириться с новыми безумными требованиями. И если их едва ли не умоляли остаться, то Наде снова устроили "ледяной душ":
- Вы не посмеете бросить школу и учеников! Я подниму все свои связи, чтобы вас ни к одному образовательному учреждению и на пушечный выстрел не подпустили! - прикрикнула директриса. - Полы пойдете мыть!
- Лучше уж мыть полы, чем общаться с вами, - зло ответила Надя.
Ей все же удалось оформить отпуск с последующим увольнением. Почти на все лето она уехала в путешествие по России, повидав множество интереснейших и красивейших мест. Она хотела было устроиться куда-то, но подруга посоветовала ей заниматься репетиторством.
- У меня сестра так живет, - сказала девушка. - Уволилась из школы и не жалеет ни о чем. Зарабатывает в три раза больше, мозги никто не "любит". А главное - никакого начальства!
Надя решила попробовать, и ей это безумно понравилось - занятия с одним учеником, а не с целым классом, возможность индивидуального подхода, достаточно времени, чтобы объяснить не понятное. Да и баланс карты неизменно радовал. Конечно, не обходилось без шероховатостей - то от нее требовали за три занятия сделать из лоботряса и двоечника звезду олимпиад, то пытались мутить с оплатой уроков, то дети сами хитрили. Но это были лишь досадные мелочи - к Наде ходили заниматься в основном ее же ученики из школы, и с ними никаких проблем не возникало.
Раньше Надя никогда не занималась репетиторством. Ее бабушка, заслуженный учитель РФ, гордо поучала: "Запомни: репетитор - это пoтacкyxa от образования! А Учитель - это наставник, бессеребренник, это Данко с пылающим сердцем!" Надя была девочкой впечатлительной, и эта гневная тирада глубоко запала ей в душу, поэтому к репетиторству у нее было стойко предубеждение. Однако сейчас она поняла, что бабушка, человек старой закалки, была не совсем права. Точнее, совсем не права - Надя не драла за урок непомерные деньги и ее общение с учениками было очень теплым, доверительным. Многие родители даже с удивлением замечали, что их замкнутая и угрюмая дочь, переживающая все "прелести" подросткового возраста, стала более общительной и ласковой, а скромный "ботаник", шарахающийся от собственной тени, превратился в уверенного в себе молодого человека. Таким образом Надя стала для детей не только репетитором, но и другом, и психологом. А ей это было лишь в радость.
Спустя год состоялась ее первая поездка на исторический фестиваль. На одном из занятий она рассказала ученице, что скоро поедет на такое мероприятие, и девочка внезапно тоже изъявила желание. Благодаря сарафанному радио собралась группа из пяти ребят, и с тех пор такие экскурсии стали регулярными. Родители доверяли Наде и знали, что под ее присмотром с их детьми ничего не случится.
Сама Надя тоже очень изменилась за это время. В первый же день отпуска она пошла в парикмахерскую и сделала стрижку, о которой всегда мечтала, но она не соответствовала школьному дресс-коду. Она делала и дреды, и афрокосы, проколола еще две дырки в ухе и даже сделала небольшую татуировку на запястье. Во время этих процедур Надя чувствовала себя, как героини картины:
Как будто она делает что-то дерзкое, и вот-вот появится суровый взрослый, который отругает ее. На Надя уже давно была сама себе хозяйкой, а тут еще над ней перестал довлеть груз ответственности за морально-нравственное воспитание учеников. А ну как дети увидят, что у учителя есть свой стиль и личная жизнь?! Кем же они вырастут после этого???
- Как это кем??? - воскликнул Илья. - Наркоманами и работницами трассы, не иначе!
Надя часто ерничала на эту тему, и для них с Ильей это было своеобразной игрой - довести строгие требования к учителям до абсурда, а потом театрально возмущаться, как же отступление от оных скажется на нежной детской психике.
С Ильей Надя познакомилась как раз на одном из фестивалей. Молодая женщина с толпой одновозрастных детей всегда привлекала внимание, а уж когда выяснялось, что это учительница с учениками, то уважение к Наде возрастало в разы.
- Вот бы у меня была такая учительница! - восхищенно произнес один из мастеров в ремесленной лавке. Надя как раз привела туда детей для покупки сувениров.
Илья занимался гончарным ремеслом, а также резьбой по дереву. Надю сразу привлекли работы талантливого мастера. Они разговорились, потом весь вечер сидели у костра, после возвращения с фестиваля - встречаться, а потом жить вместе. Надиным ученикам Илья тоже нравился - с ним всегда было весело и интересно. Надя периодически приводила детей в его мастерскую.
В общем, жизнь была насыщенной и интересной. Но самое главное - никто из родителей учеников не попрекнул Надю неподобающим внешним видом. Даже наоборот - многим было интересно заниматься с преподавателем, который отличается от школьных МарьВанн не только одеждой и прической, но еще и кругозором, и теплотой, и искренней заинтересованностью в жизни ученика.
Татьяна Семеновна рвала и метала.
После увольнения самых молодых, активных и перспективных преподавателей школа начала закисать. Учительница, пришедшая на смену Надежде Ивановне, особой любви учеников не снискала. Да, выглядела она идеально: строгий костюм мышиного цвета, туфли без каблука, полное отсутствие косметики, строгая прическа. И никакой личной жизни - Любовь Михайловна жила одна, на легкомысленных мероприятиях не появлялась, с посторонними мужчинами не была замечена... никогда. Семьи у нее тоже не было - всю жизнь она посвятила работе. Только вот ученики начали проседать по ее предмету и бегали на дополнительные занятия к этой Надежде Ивановне.
"Ивановна! - фыркала Татьяна Семеновна. - Надька из-под забора, вот ты кто! Кошка драная..." Мысленно обзывая Надю всякими нехорошими словами, директриса набирала ее номер.
- Алло? Надежда Ивановна? - строго спросила она.
- Добрый день, Татьяна Семеновна, - холодно поздоровалась Надя.
- Рада, что вы меня помните.
"Такое забудешь..." - мрачно подумала Надя.
- Я к вам вот по какому вопросу, - продолжала Татьяна Семеновна. - Так уж и быть, я готова закрыть глаза на вашу легкомысленность и забыть наши разногласия. Но только ради того, чтобы вы в новом учебном году вернулись в школу!
Надя едва не поперхнулась от такого предложения.
- Я, конечно, польщена, но обратно возвращаться не собираюсь, - сказала она.
- Вы должны войти в мое положение! - повысила голос Татьяна Семеновна. - Вы бросили детей, бросили школу! И я уж не говорю о том, что своим увольнением вы и коллег подтолкнули к этому. Вы хоть знаете, как мне было трудно закрыть эти вакансии?
- Это не моя проблема, - резко ответила Надя. - Всего хорошего.
С этими словами она сбросила звонок и заблокировала номер бывшей начальницы.
Татьяну Семеновну долго трясло после этого разговора. Какая-то девка, которая в профессии без году неделя, посмела так разговаривать с заслуженным работником образования! Татьяна Семеновна мечтала устроить Наде "веселую жизнь", но каких-то действенных рычагов давления у нее не было. Она пыталась писать негативные отзывы в интернете, что Надежда Филатова - самозванка без образования, уроки ведет ужасно, дерет втридорога, а на уроках курит, пьет алкоголь и употребляет нецензурную лексику. Но на фоне положительных отзывов такие пописульки явно выглядели как клевета, поэтому эффект от них был нулевой. Да и Надя сразу понимала, кто льет на нее грязь.
Сама же она так и продолжала заниматься репетиторством. Ее несколько раз приглашали работать в разные школы, но жизнь "вольного стрелка" ей нравилась куда больше.
Многие Надины ученики успешно отучились в вузах, устроились на работу, завели свои семьи. Они не забывали любимую учительницу и регулярно общались с ней. Некоторые даже приезжали в гости.
Однажды Надя получила сообщение от одной из своих учениц, Кати. Надя улыбнулась - с этой девочкой было очень непросто! Знания давались ей тяжело, да и характер был не сахар. Мало кто мог найти к ней подход, а вот Наде удалось не только наладить контакт, но еще и серьезно заинтересовать ее своим предметом. Катя звезд с неба не хватала - после девятого класса поступила в колледж, а потом устроилась на работу. Высшее образование она получала заочно и исключительно ради "корочки", потому что ей оно не особо-то и нужно было.
Вечером бывшая учительница и ее ученица сидели на кухне и пили чай с печеньем, которая Катя испекла сама. За чаепитием девушка поблагодарила Надю за внимание и неравнодушие.
- Честно признаюсь, из того, что мы с вами проходили, я многое забыла. Да почти все! - улыбнулась Катя. - Просто мне это по работе не нужно, вот и выветрилось из головы постепенно... Но вы научили меня главному - выбирать свою дорогу в жизни и не позволять никому диктовать свои дурацкие условия. Мне этот опыт и в работе пригодился, и в личной жизни, да и вообще...
- Это главный урок, который ты усвоила, - сказала Надя, откусывая печеньку. - А значит, все наши занятия были не зря!