Найти тему
Подвал Истории

LXXVI. Борьба за красные перчатки и некрасивая метресса Великого Дофина

Людовик XIV в течение нескольких лет вел ожесточенную борьбу с папством за церковные доходы, так называемые «светские регалии». Фонд Сен-Сира оказался вовлеченным в этот спор, когда он попытался использовать доходы аббатства Сен-Дени для его финансирования.

Святой Престол громогласно жаловался на фонд, получающий часть религиозных доходов, в то время как пансионерки не давали обетов. Положение мадам де Ментенон во всем этом было щекотливым, поскольку какие бы частные заверения папство ни получало о ее статусе, в глазах всего мира у нее не было никакого статуса — разве что наихудшего статуса любовницы.

Кадр из фильма "Сен-Сир" 2000 г. Франция
Кадр из фильма "Сен-Сир" 2000 г. Франция

Итак, Сен-Сир изменился, повседневная одежда поменялась, хотя Людовик XIV, с его вниманием к деталям и его нелюбовью к меланхолии, предложил, по крайней мере, не снимать с юных леди их очаровательных красновато-коричневых кожаных перчаток. Это был модный предмет, пользующийся большим спросом, а также знаком любви.

(Сэмюэл Пипс выложил десять шиллингов за такие, «очень хорошенькие и модные»). Неудивительно, что король, сентиментальный поклонник молодых женщин, запротестовал: «Неужели вы заберете у них их плащи, их золотые кресты и перчатки?» — спросил он жалобно. По крайней мере, перчатки вернули. Однако авторитет мадам де Ментенон как верховного главы Сен-Сира не был затронут. Как пели ей девушки в 1695 году: «Вы наша верная создательница…»

Портрет Сэмюэля Пипса (1633-1703). Художник Джон Хейлс.
Портрет Сэмюэля Пипса (1633-1703). Художник Джон Хейлс.

Смерть Марианны-Виктуар в 1690 году сделала дофина, которому еще не исполнилось тридцати, теоретически самым завидным холостяком в Европе, если принять во внимание тот факт, что его отец был занят другими делами.

Но дофин, как и Людовик XIV до него, предпочел семейное счастье обязанностям на том основании, что, подарив троих сыновей, он уже сделал более чем достаточно. Он поселился в Медоне со своей любовницей Мари-Эмили Жоли де Шуэн, которая изначально была фрейлиной его любимой сводной сестры Марии-Анны де Конти.

Руины Королевской резиденции в Модене. Автор картины Робер Юбер.
Руины Королевской резиденции в Модене. Автор картины Робер Юбер.

Никакой красоты — с короткими ногами, непомерно большим бюстом и круглым лицом она была похожа на бультерьера — но она была интеллигентна и очень отзывчива. Она обеспечила ему безопасность, которую у него украло чрезмерно суровое детство.

Мари-Эмили Жоли де Шуэн (1671–1732). Медонская королева.
Мари-Эмили Жоли де Шуэн (1671–1732). Медонская королева.

Вероятно, что с течением времени и эта пара прошла через некую форму тайного брака, для которого в конце концов не требовалось ничего, кроме священника и двух свидетелей.

Самое интересное, разумеется, впереди. Так что не пропускайте продолжение... Буду благодарен за подписку и комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: