Всем привет. Это моя первая статья, я могу ошибаться, поэтому с радостью прочитаю и отвечу на вашу критику в комментариях. В этой статье я хочу рассказать про такую важную важное понятие в бензиновом двигателе, как угол опережения зажигания (УОЗ).
Как известно, топливо-воздушная смесь (ТВС) в бензиновом двигателе воспламеняется в конце такта сжатия от искрового разряда между электрода и свечи зажигания, происходит расширение газов, увеличение давления, что толкает поршень вниз, делая полезную работу (такт "рабочий ход").
Временной промежуток между достижением ВМТ и воспламенением называется опережением зажигания. Измеряется он, однако, не в единицах времени, а в градусах угла поворота коленчатого вала, поэтому и сам параметр называется «угол опережения зажигания» (или УОЗ).
Но в реальности смесь не сгорает моментально, поэтому необходимо, чтобы момент воспламения ТВС был не в момент нахождения поршня в ВМТ а немного раньше.
Рассмотрим 2 ситуации, когда зажигание раньше нормы (раннее), позднее нормы (позднее зажигание).
- При слишком раннем зажигании максимальное давление воспламенившейся смеси будет давить поршень вниз, когда он ещё не дошёл до ВМТ противодействуя нормальному движению поршня (это проявляется в потере мощности, возникновении детонации ("пальцы стучат") и в очень сильных, вредных нагрузках для двигателя)
- При позднем зажигании горение смеси будет происходить в расширяющемся объёме, когда поршень уже прошёл некоторый путь, величина максимального давления снизится, смесь не будет сгорать полностью, а улетать в выхлоп (снижение мощности, большой расход топлива, возможно отстрелы и хлопки в глушителе)
Поэтому необходим оптимальный момент зажигания чтобы извлечь максимум полезной работы от горения смеси, но момент зажигания нужно регулировать в зависимости от нескольких параметров:
- В зависимости от скорости вращения коленвала. При увеличении оборотов двигателя, скорость движения поршней увеличивается, но скорость горения смеси остаётся постоянной, поэтому необходимо делать момент зажигания раньше при увеличении скорости вращения коленвала. В двигателях где находится трамблёр, эту задачу выполняет центробежный регулятор УОЗ, он состоит из грузиков, которые стянуты пружиной и при увеличении скорости вращения грузики расходятся, при этом УОЗ становится раньше на нужную величину. В двигателях с электронным управлением эту роль выполняет ЭБУ
- Температура двигателя. В двигателях с электронным управлением сразу после старта эбу выставляет максимально позднее зажигание. Так как сразу после старта двигателю не нужно развивать максимальную мощность, а вот катализатор и лямбда-зонд нужно разогреть как можно скорее, так как в выпуск будут улетать наиболее горячие газы
- Нагрузка на двигатель. При нажатии на педаль газа, наполняемость в цилиндрах улучшается, остаточных газов в цилиндре становится меньше, и смесь сгорает быстрее, поэтому необходимо сделать момент зажигания немного позднее, в трамблерных двигателях эту роль выполняет вакуумный регулятор опережения зажигания.
Не штатные ситуации.
- Детонация. В норме смесь должна сгорать относительно медленно, при детонации смесь сгорает на порядок, а то и два порядка быстрее, фактически это взрыв смеси, двигатель терпит ударные нагрузки и это на него влияет негативным образом. Штатная система зажигания на карбюраторных Жигулях или Волгах допускала кратковременную детонацию. Книги по ремонту рекомендовали при скорости 50 км/ч на прямой передаче нужно было нажать на педаль газа в пол, при этом должна быть слышна кратковременная детонация
- Калильное зажигание. Бывают ситуации, когда смесь загорается не от искры, а от раскаленных частей двигателя, это плохо тем же, чем и раннее зажигание, давление будет противодействовать движению поршня. В двигателях с электронным управлением это проблема чисто механическая, ЭБУ не в силах её как то решить.
На этом все).