Найти тему

Угол опережения зажигания (УОЗ)

Всем привет. Это моя первая статья, я могу ошибаться, поэтому с радостью прочитаю и отвечу на вашу критику в комментариях. В этой статье я хочу рассказать про такую важную важное понятие в бензиновом двигателе, как угол опережения зажигания (УОЗ).

Как известно, топливо-воздушная смесь (ТВС) в бензиновом двигателе воспламеняется в конце такта сжатия от искрового разряда между электрода и свечи зажигания, происходит расширение газов, увеличение давления, что толкает поршень вниз, делая полезную работу (такт "рабочий ход").

Временной промежуток между достижением ВМТ и воспламенением называется опережением зажигания. Измеряется он, однако, не в единицах времени, а в градусах угла поворота коленчатого вала, поэтому и сам параметр называется «угол опережения зажигания» (или УОЗ).

Но в реальности смесь не сгорает моментально, поэтому необходимо, чтобы момент воспламения ТВС был не в момент нахождения поршня в ВМТ а немного раньше.

Рассмотрим 2 ситуации, когда зажигание раньше нормы (раннее), позднее нормы (позднее зажигание).
  1. При слишком раннем зажигании максимальное давление воспламенившейся смеси будет давить поршень вниз, когда он ещё не дошёл до ВМТ противодействуя нормальному движению поршня (это проявляется в потере мощности, возникновении детонации ("пальцы стучат") и в очень сильных, вредных нагрузках для двигателя)
  2. При позднем зажигании горение смеси будет происходить в расширяющемся объёме, когда поршень уже прошёл некоторый путь, величина максимального давления снизится, смесь не будет сгорать полностью, а улетать в выхлоп (снижение мощности, большой расход топлива, возможно отстрелы и хлопки в глушителе)

Поэтому необходим оптимальный момент зажигания чтобы извлечь максимум полезной работы от горения смеси, но момент зажигания нужно регулировать в зависимости от нескольких параметров:

  1. В зависимости от скорости вращения коленвала. При увеличении оборотов двигателя, скорость движения поршней увеличивается, но скорость горения смеси остаётся постоянной, поэтому необходимо делать момент зажигания раньше при увеличении скорости вращения коленвала. В двигателях где находится трамблёр, эту задачу выполняет центробежный регулятор УОЗ, он состоит из грузиков, которые стянуты пружиной и при увеличении скорости вращения грузики расходятся, при этом УОЗ становится раньше на нужную величину. В двигателях с электронным управлением эту роль выполняет ЭБУ
  2. Температура двигателя. В двигателях с электронным управлением сразу после старта эбу выставляет максимально позднее зажигание. Так как сразу после старта двигателю не нужно развивать максимальную мощность, а вот катализатор и лямбда-зонд нужно разогреть как можно скорее, так как в выпуск будут улетать наиболее горячие газы
  3. Нагрузка на двигатель. При нажатии на педаль газа, наполняемость в цилиндрах улучшается, остаточных газов в цилиндре становится меньше, и смесь сгорает быстрее, поэтому необходимо сделать момент зажигания немного позднее, в трамблерных двигателях эту роль выполняет вакуумный регулятор опережения зажигания.

Не штатные ситуации.

  • Детонация. В норме смесь должна сгорать относительно медленно, при детонации смесь сгорает на порядок, а то и два порядка быстрее, фактически это взрыв смеси, двигатель терпит ударные нагрузки и это на него влияет негативным образом. Штатная система зажигания на карбюраторных Жигулях или Волгах допускала кратковременную детонацию. Книги по ремонту рекомендовали при скорости 50 км/ч на прямой передаче нужно было нажать на педаль газа в пол, при этом должна быть слышна кратковременная детонация
  • Калильное зажигание. Бывают ситуации, когда смесь загорается не от искры, а от раскаленных частей двигателя, это плохо тем же, чем и раннее зажигание, давление будет противодействовать движению поршня. В двигателях с электронным управлением это проблема чисто механическая, ЭБУ не в силах её как то решить.
На этом все).
Авто
5,66 млн интересуются