В принципе, многие вещи, которые сейчас происходят, давно напрашивались. Но находились какие-то дополнительные объяснения, почему "так вот" делать не надо, а надо продолжать делать "вот так". После весенних событий и нескольких пакетов санкций, стало кристально ясно, что просто так какие-то вещи уже не сделать, и "сотрудничество с недружественными странами" по многим вопросам сворачивается.
В плане устойчивости национальной валюты, мы видим "процесс обустройства новой реальности". Финальные штрихи, в любом случае, будут уже после окончания общего геополитического конфликта. А пока мы видим вопросы того, что евро и доллар решили самостоятельно отвязаться от рубля (и российской экономики). То есть технически сейчас "переходный период" с неясными перспективами.
В плане развития промышленности и экономики, мы видим освободившиеся ниши, которые сейчас активно осваиваются. Те вещи, про которые раньше всегда говорилось на уровне "зачем нам это разрабатывать, когда есть недорогие готовые аналоги", сейчас или в процессе разработки, или в процессе покупки технологий. Например те же форсунки для автомобильных ДВС. Если в советские времена автомобили собирали от и до из отечественных деталей, то после работы "эффективных менеджеров" многие технологии приходится разрабатывать снова. Когда говорится о том, что "китайцы смогли", надо понимать, что у них те же самые заводы строили те самые "держатели технологий", плюс им дали элементарно купить устаревшие производства (с лицензиями и патентами), на основе которых они развивают свой автопром. РФ в своё время (сделка в 2009 году с участием Сбербанка) не дали купить Опель, хотя сделка активно готовилась, но в последний момент её "не согласовали" со стороны продавца (Дженерал Моторс). Общий вопрос "глобализации производства" уже неактуален, сотрудничество с мировыми автопроизводителями прекратилось, ситуация вынуждает заниматься развитием собственных технологий, в том или ином виде.
С полупроводниками мы видим аналогичную историю, конечно там идут очевидные вопросы "где брать оборудование", но такие вопросы перед российским руководством встают на достаточно регулярной основе ещё с советских времён. Самое основное, что каких-то оправданий больше нет. Частично что-то делается и сейчас, но вопрос в том, что теперь пошли и бОльшие заказы для ВПК, и заказы для промышленности в целом. А там, где есть заметный рынок сбыта, там будет и развитие местных производителей. Опять же, вопрос стратегической безопасности.
С производством самолётов (и комплектующих к ним) ситуация похожая, какие-то проекты искусственно тормозились годами, под разными предлогами. Какие то вопросы глобального сотрудничества с зарубежными странами автоматически сокращаются. Принята "дорожная карта" по развитию отрасли, может быть по ней даже что-то сделают вовремя...
Как некоторый вывод - пакеты санкций, в том или ином виде, привели к стимуляции процессов развития производства и экономики в РФ. Если по разным темам часто можно было говорить про определённый "гешефт" у ответственных лиц, то сейчас многие вопросы откровенного вредительства могут рассматриваться именно как "вредительство", а не как "экономическая деятельность".
Сейчас идёт некий "переходный этап". Но если после 2014 года многими это воспринималось как болтовня, то сейчас события уже начались. Откатить назад, и наладить "сотрудничество с западными партнёрами" на тех же условиях просто не дадут. От такого "развития", конечно же, ответственные деятели активно отбивались многие годы, но реальность сама пришла к ним.
Спасибо за прочтение статьи. Лайк и подписка приветствуются. Если хочется обсудить вопросы - пишите в комментариях.