Найти в Дзене

ЛОГОПЕДИЯ-ПРОБЛЕМА 21 ВЕКА

«Букву мы видим и пишем, звук – произносим и слышим». Важнейшим показателем подготовленности детей к школе является уровень их речевого развития. Сначала ребёнок осваивает звуковую речь, на основе которой развиваются лексическая, грамматическая, а затем и связная речь. Многие специалисты подчеркивают неразрывную связь развития звуковой культуры речи с подготовкой к усвоению грамоты. Если ребёнок научится правильно произносить все звуки родного языка и у него будет развит фонематический слух, это станет залогом успешного обучения в школе и грамотного письма, а также предохранит от таких распространённых ошибок, как пропуск, перестановка и замена букв в словах. Самой первой задачей обучения грамоте является развитие фонематического слуха, то есть умения различать не только звуки нашей речи, но и качество звуков: твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие, основные и йотированные гласные. Обучая ребёнка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить: · Наша речь состоит из предл

«Букву мы видим и пишем, звук – произносим и слышим».

Важнейшим показателем подготовленности детей к школе является уровень их речевого развития. Сначала ребёнок осваивает звуковую речь, на основе которой развиваются лексическая, грамматическая, а затем и связная речь. Многие специалисты подчеркивают неразрывную связь развития звуковой культуры речи с подготовкой к усвоению грамоты. Если ребёнок научится правильно произносить все звуки родного языка и у него будет развит фонематический слух, это станет залогом успешного обучения в школе и грамотного письма, а также предохранит от таких распространённых ошибок, как пропуск, перестановка и замена букв в словах.

Самой первой задачей обучения грамоте является развитие фонематического слуха, то есть умения различать не только звуки нашей речи, но и качество звуков: твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие, основные и йотированные гласные. Обучая ребёнка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

· Наша речь состоит из предложений. Предложение - это законченная мысль.

· Предложения состоят из слов.

· Слова состоят из звуков.

· Звук - это то, что мы слышим и произносим.

· Буква - это то, что мы видим и пишем.

· Звук на письме обозначается буквой. Звуки бывают гласные и согласные.

· Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

· На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

· Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».

· Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.

· Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твёрдого знаков (семья, подъём). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (берёза, мяч).

· Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

· Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

· Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

· Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

· Твёрдость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

· Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твёрдыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

· Всегда твёрдые согласные: [ж] [ш] [ц].

· Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

· Твёрдые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

· Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зелёным цветом.

Называйте согласные звуки без призвука Э – не МЭ, а чистый звук М, так как он звучит в конце слов, например, ДОМ, СОМ, ДЫМ. Предложите ребёнку закончить слова ДО-М, СУ-П, МА –К, и он произнесёт согласный звук без призвука. Такой звук легко слить с гласным А-А-А-М, М-М-М-О. научите ребёнка длительно тянуть первый звук (без перерыва, без остановки), пока он не сольётся со вторым звуком. Таким образом, ребёнок поймет, как звуки сливаются в слоги. Он не будет читать слово СТОЛ как СЭТЭОЛЭ.

Игры для развития фонематического слуха.

· Игра «Слова и фишки». Ребёнку предлагается выложить столько фишек, сколько слов произнесёт взрослый. Взрослый произносит три-четыре слова с небольшими интервалами.

· Игра «Какое слово встречается несколько раз?» Взрослый произносит слова, например, медведь, рысь, слон, жираф, медведь, белка, лиса, медведь, заяц, лось, медведь… ребёнок должен назвать слово, которое встречается несколько раз. Цепочки слов различны.

· Игра «Цепочка слов».Взрослый предлагает ребёнку повторять те слова, которые начинаются, например, со звука О: автобус, Ослик, утка, обувь. Овощи, август, игла, Обруч, эхо, аист, Окунь…

· Игра «Рассмотри картинки».Предложить ребёнку рассмотреть сюжетную картинку. Попросите назвать предметы, изображённые на ней и определить первый звук в названии этих предметов.

· Игра «Длинные и короткие слова». Взрослый произносит пары слов, ребёнок определяет, какое слово короче (длиннее). Например, ёж – черепаха, жук – гусеница, сковорода – нож, лёд – снежинка и т.п.

· Игра «Найди букву».Выучив с ребёнком букву, предложите ему найти её в коротком тексте и, например, зачеркнуть. Посоревнуйтесь, кто выполнит задание точнее или быстрее.

Игра – основное занятие детей. В игре часто и сложное становится доступным. Поддерживайте интерес ребёнка к слову, играйте в слова, рифмуйте их, сочиняйте свои слова – перевёртыши, добавлялки. Ребёнок легче освоит чтение и письмо.

Учите его, играя, весело и радостно. Успехов Вам!