Множество сервисов в современном мире предлагает услуги на платное вещание, музыкальный сервис, активацию нужной программы или услуги не с мгновенной оплатой, а с так называемым пробным периодом. Вы наверняка сталкивались с информацией при регистрации, которая гласит: «Пользуйся бесплатно 7 дней» *. И волшебная снежинка у сообщения переносит нас по ссылке в договор-оферту, которая акцептуется вами лично при регистрации и вводе данных банковской карты. Вы бесплатно или за 1 рубль пользуетесь услугой и вспоминаете о том, что забыли её отключить только в тот момент, когда с вашего счёта «ушла» уже весомая сумма.
Ежедневно на наш сервис поступают обращения граждан с целью вернуть деньги за автоматическое списание. Давайте разберем, можно ли вернуть денежные средства?
Все ли по закону, если ничего не подписывал?
Действительно законодатель даёт возможность сторонам заключить договор путём подписания или совершения иных юридически значимых действий. Какие это могут быть действия? Проставление галочки и нажатие кнопки «отправить», например. Вспомните форму регистрации. Наверняка вы припомните неброский шрифт у завершающей кнопки? Именно в нём вам дают информацию о последствиях, и предоставляется возможность прочесть и принять условия пользовательского соглашения, договора на оказание услуг или прав использования сервиса (поименовано это «что-то юридически важное» может быть как угодно.
Поэтому, совершив регистрацию, вводя данные вашей банковской карты или совершая иные действия вы именно подписываетесь под тем, что ознакомились и согласны с полными условиями договора. Ссылка на незнание уже не применяется!
А как же закон о защите прав потребителей?
Согласно ст. 782 Гражданского кодекса РФ и ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» заказчик вправе отказаться от исполнения договора в любой момент до исполнения обязательства, при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Таким образом, денежные средства должны быть возвращены за неиспользованный период действия подписки. Вот только доказать, что вы не использовали подписку в указанный период требуется от вас! Если вы решили вернуть деньги за подписку через месяц, то ваши средства будут возвращены только при условии, что вы сможете доказать некорректность, сбои в предоставлении услуги или иные сложности.
Как решить вопрос?
Для начала попробовать решить вопрос мирно. В день списания денежных средств или не позднее 48 часов, не обращаясь к приложению (т.е. не пользуясь услугой) направить обращение в техническую поддержку сервиса с просьбой вернуть денежные средства, так как вы платной подпиской пользоваться не планируете и срок подписки не истёк, а сервис ещё не понёс никаких расходов. Максимум что могут у вас удержать это стоимость тех самых суток которые предшествовали обращению в поддержку.
Вернут ли деньги?
Часть известных музыкальных сервисов или книжных на такое охотно идёт. Онлайн-кинотеатры более стойкие и здесь уже придётся пустить в ход тяжёлую артиллерию и после направления обращения в техподдержку изучить соответствующую судебную практику и отправляться в суд. Сейчас подобные судебные дела крайне редко, но решаются в пользу пользователя. Главное в этом вопросе - обоснованный иск и хорошая доказательная база.
Совет от юриста! Обязательно знакомьтесь со всеми офертами перед тем, как вводить данные ваших платёжных карт, а также используйте для интернет-оплат отдельную карту, пополняемую непосредственно перед осуществлением покупки. Дело в том, что чаще всего сервис несколько раз обратившись к "пустой" карте направит вам уведомление о недостаточности денежных средств для списания, а следом отключит подписку. Подробнее о таком правиле вы тоже прочтёте в оферте.
А если вам необходимо дополнительная помощь с отключением подписки, юристы сервиса Доступное Право помогут вам!