Найти тему
53 подписчика

Да, скифы - мы!

Зимний Херсонес. Фото Анастасии Кузнецовой
Зимний Херсонес. Фото Анастасии Кузнецовой

За три дня до наступления нового года в нашем Отечестве вспоминают, обращаясь к истокам, всех святых в земле Таврической просиявших.

"Между тем, исполнив все, что поведал ему Господь, Андрей собрал учеников после ранней утренней молитвы, указав им кто останется с новокрещённым народом. Сам же преклонил колени в молитве. Встав, указал на холм, на котором они стояли, сказал: - Пройдут сотни лет, и в этом месте будет стоять удивительная Голгофа, в навершие коей воссияет крест Господень, прогоняющий злобой дышащих на народ, исповедующий Христа. Многие великие святые придут сюда, и вместе с живым и усопшим воинством будут славить Бога Живого. Я же убываю дальше нести слово Господа нашего. Рыбаки уже ждут в лодке, которая доставит меня в поселение Херсонес".

(из книги протоиерея Георгия Полякова "Железо и кровь")

Во главе Собора Крымских святых - позванный первым святой апостол Андрей, благодаря которому и взошло семя Христовой веры в благодатной земле Тавриды.

По апостольскому жребию он отправился в Скифию, которая включала в себя Северное Причерноморье. Прибыл апостол в Пантикапей (нынешнюю Керчь) и проповедовал от Боспора (крайнего востока Крыма) до Феодосии, Центрального Крыма, Инкермана и Херсонеса.

Следом за ним священномученик Климент - ученик апостола Петра и четвёртый римский епископ, сосланный в конце первого века в Инкерманские каменоломни . Спустя тридцать лет после проповеди Первозванного апостола, только в Инкермане Климент Римский встретил общину уже из двух тысяч христиан.

В 4 в.н.э. иерусалимский патриарх направил в Херсонес семерых епископов - Ефрема, Василия, Евгения, Елпидия, Агафодора, Еферия и Капитона, для проповеди Евангелия. Слова святых приводили в ярость живущих в язычестве людей, не готовых принять новую веру, и епископов гнали из города и убивали одного за другим.

Почти тысячелетие потребовалось, чтобы Херсонес стал духовным центром православной веры, когда крещение князя Владимира в 988 году стало импульсом для распространения христианства по всей Руси.

Зимний Крым. Фото Анастасии Кузнецовой
Зимний Крым. Фото Анастасии Кузнецовой

"Ох, кровей напилась земля Крымская" - и не только многочисленные войны на протяжении всей истории обагряли Тавриду.

Последний век второго тысячелетия в жизни нашего Отечества вписал в мировую историю христианства тысячи новых имён новомучеников и исповедников Российских.

Крым неразрывно связан с одним из величайших святых двадцатого века — святителем Лукой Войно-Ясенецким, который родился, служил Богу и упокоился на этой земле.

Святитель Лука Крымский
Святитель Лука Крымский

Указ Патриарха о переводе на Крымскую кафедру в мае 1946 года семидесятилетний святитель Лука принял как волю Божию.

Местные власти не обрадовалось приезду прославленного архиепископа-хирурга. Он не заискивал и не гнулся перед власть имущими. Приехав к уполномоченному по делам Русской Православной Церкви архипастырь настаивал, в частности, на том, чтобы его называли не по имени и отчеству, а как положено: «Владыка» или «Ваше Преосвященство».

С 1946 года профессор Войно-Ясенецкий был консультантом госпиталя в Симферополе и помогал госпиталю инвалидов Великой Отечественной войны. До конца 1947 года он как хирург и профессор читал доклады, лекции врачам, оперировал больных и раненых.

Были опубликованы результаты его последних медицинских исследований. Но сам вид профессора, читающего лекции неизменно в рясе и с панагией, настолько раздражал медиков, что в Алуште однажды его доклад был сорван. Руководство работой хирургических амбулаторий и чтение лекций по гнойной хирургии было также отменено. Ему было рекомендовано читать доклады и лекции на медицинские темы не в архиерейской, а в светской одежде. Святитель Лука категорически отказался. Тогда его перестали приглашать для чтения лекций.

Подводя итоги своего сугубого служения – медицинского и архиерейского, он писал в письме:

«Верно, конечно, то, что вы пишете о лечении больных. Но вы не знаете, как необычайно ценят меня как духовного врача. Очень многие говорят и пишут, что я оживил их духовно, возродил к новой жизни, и в самых трогательных выражениях изливают свою благодарность и любовь. Они пишут, что, как ни высока моя медицинская деятельность, но архиерейская неизмеримо важнее. Я и сам так думаю»

Служил архиепископ Лука не спеша, сосредоточенно и осмысленно. Во время Евхаристического канона особенно проникновенно произносил слова: «Приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы (при этом Владыка поворачивался и указывал рукой на народ) ломимое во оставление грехов».

Севастополь.Фото Анастасии Кузнецовой
Севастополь.Фото Анастасии Кузнецовой