Найти тему
Марина Морозова

16. Свадьба в русской живописи. Девичник как подготовка к Смерти и Возрождению.

Хорошо себе представляю, что если сейчас найдется девушка, желающая на своей свадьбе восстановить весь русский народный свадебный обряд, то, прочитав эту статью, она точно откажется от этой идеи. Честно говоря, я бы и сама отказалась. Потому что ничего радостного, а уж, тем более, праздничного в нем не было.

Пока я собираюсь с мыслями, полюбуйтесь картиной Алексея Корзухина – на мой взгляд, самой прекрасной из всех живописных полотен, посвященных девичнику.

Алексей Корзухин - "Девичник" 1889год
Алексей Корзухин - "Девичник" 1889год

Итак, с чего бы начать? Пожалуй, с происхождения слова «невеста». именно так называлась девушка с момента Сговора и до Венчания. Происхождение слова «невеста», наверно, самое яркое подтверждение поговорки «Слышали звон, да не знают – откуда он». Если мы откроем интернет, то самым распространенным объяснением слова невеста является – «неведомая», «невесть чья». Но так могут говорить только те, кто истории нашего народа не знают ВООБЩЕ. Сам факт взять в семью неизвестную девушку, например, из дальней деревни был фактически невозможен, подобен семейной катастрофе. Даже в художественной литературе описывается много ЧП семейного масштаба, когда парень привозил девушку, например, из воинского похода, со службы. И почти всегда жизни этой девушки не только в семье, но и во всей деревне было не позавидовать. Почему невеста в принципе не могла, не имела права быть неведомой и незнаемой? В первую очередь, люди всегда боялись наследственных заболеваний, тех, которые всегда или почти всегда передаются по наследству. Ведь главное предназначение женщины было продолжение рода и рисковать, что родится больной ребенок, семья жениха не могла себе позволить. Ведь такие заболевания, как шизофрения, эпилепсия, гемофилия или сахарный диабет, они и сейчас страшные болезни, фактически неизлечимые, передающиеся по наследству. Надо ли говорить – как их боялись тогда? Поэтому про предков девушки нужно было знать, как говорится – до седьмого колена. И именно поэтому на свадьбах были посаженные родители, если настоящие родители девушки умерли. Посаженные родители были как бы гарантами того, что невестину родню они знают давно и могут за нее свидетельствовать.

Так что же означает слово «невеста»? Настоящая трактовка никому не понравится. Сейчас опять придется повторяться, потому что я уже говорила об этом в предыдущих своих статьях. Наши предки никогда не считали себя центром вселенной, хозяином природы. Наоборот, человек ощущал себя в окружающем мире настолько слабым и беззащитным существом, которому со всех сторон грозили опасности. Помните, я уже говорила про диверсионный партизанский отряд в виде множества представителей нечистой силы? И среди этого сонма нечистей были 12 сестер – Лихоманок. Сейчас это просто диагнозы болезней: Огнея – олицетворение высокой температуры, жара, Трясея – лихорадка, озноб и т.д… И от каждой Лихоманки было свое средство защиты, борьбы, проще – лечения. А самую старшую из сестер звали Невея или Навья. И это была сама Смерть. Если уж она поразила человека, то ничто и никто уже не поможет. И именно от Невеи и произошло слово Невеста. Вы скажете: при чем тут смерть? Конечно, имелось в виду смерть не физическая. Имеется в виду смерть в социальном плане. Девушка «умирает», как член одной семьи, чтобы потом «родиться» для другой. Именно поэтому свадебный наряд невесты на Руси – бело-красный. Белая исподняя рубаха, как траур по «умершей» дочери и красный, как символ «рождения» в семье новой. И есть еще одно объяснение такому страшному названию юной девушки. Кстати, по этой же причине и возникло свадебное «Горько». Назвать некрасивым, страшным словом для того, чтобы обмануть нечистую силу, отпугнуть ее. Ведь считалось, что Невею боялась и сама нечистая сила – она не щадила никого: не «чужих», ни «своих».

Сам девичник можно условно разделить на две части. Неделя-две до свадьбы назывались «свиданки» или «девичники» (именно так, во множественном числе). Это время, когда в доме невесты собирались подружки и ближайшие родственницы и в скором порядке готовили недостающее к приданому. Чаще всего, подарки родственникам будущего мужа. В это время можно было веселиться. Могли даже в гости прийти жених со своими друзьями. Если родители были заинтересованы «налаживанию контакта» между молодоженами, они всячески такое поддерживали. Вот только не знаю – какой контакт мог наладиться, если веселиться могли все, кроме невесты. Невеста обязана была ВЫТЬ. А еще ВОПИТЬ. Как вам? Не плакать, не рыдать, а именно выть и вопить.

Опять придется делать отступление. Сейчас, наверное, уже окончательно исчезла одна из «творческих» профессий – профессия «выльницы», «вопленницы», «плакальщицы», «причетницы». Эта профессия была обязательной на всех русских похоронах. Почему профессия творческая? Да потому что похоронные причитания относятся к вокальному искусству. Да-да, это пение! Только очень специфическое. В чем именно проявлялось «творчество»? Приведу примеры из собственного жизненного опыта. Я неоднократно в детстве слышала похоронные причитания, когда в отцовской деревне кого-то хоронили. В моем селе, где я родилась, я на кладбище никогда не была, потому что родственников в селе у нас не было, а на похороны кого-то из родительских друзей нас родители не брали. А вот на похоронах в деревне, где родился мой отец и где жили все наши родственники, я была довольно часто, т.к. тогда роднились даже далекие родственники и просто соседи и необходимо было присутствовать на похоронах какой-нибудь троюродной бабушки. Знаете, на чьих похоронах я услышала самые жуткие причитания? Мне было лет 12-13. Парнишка служил в Афганистане, вернулся живой-здоровый. Добрался до районного центра во всей своей дембельской красе на рейсовом автобусе, а вот в родную деревню на автобус не успел, поздний вечер. Ждать до утра не захотел и пошел пешком. И в кромешной темноте, на лесной дороге, его на смерть сбила машина. Мы приехали на похороны и я с ужасом наблюдала за матерью парня. Она вела себя странно, на кладбище суетилась, что-то все время делала и все время разговаривала. Разговаривала с сыном. Что-то типа: подожди сыночек, сейчас этого придурка закопаем и домой пойдем. Ты ж проголодался с дороги? Я накормлю тебя, подожди немного…. Люди вокруг шушукались, пытались её чем-то отвлечь. Она со всеми разговаривала, отвечала на вопросы и все время придерживалась одной мысли – сын с армии пришел, а она вынуждена тут кого-то хоронить, а сын уставший и голодный. Люди шушукались и ждали кого-то. Все время были реплики типа «да пошли уже за ними» «да сколько их еще ждать?» Наконец послышалось «идут»… Я увидела трех женщин, деревенских теток, которых я тоже хорошо знала. Они шли не спеша, переговаривались о чем-то, посмеивались. Сейчас вспоминая эту картину, я бы не удивилась, что они еще и семечки пощелкивали б. Подошли, коротко с кем-то что-то обсудили, разместились неподалеку от матери погибшего парня и заголосили. Причем, это был такой резкий переход – вот только что улыбались, и тут же абсолютно жуткие, непереносимые вопли, как давно отрепетированную песню запели. Мать сначала замерла, покачалась, а потом заревела и бросилась к гробу, обращаясь к сыну уже как к сыну, а не как к кому-то чужому, кого нужно просто закопать. Второй такой же случай был, когда хоронили 4-х летнюю девочку. И вот тогда я поняла, что среди похоронных плачей есть «лайт» вариант, когда хоронили умерших естественной смертью стариков и вариант тяжелый, когда в современных условиях отсутствия такого вида «вокального искусства» людям требуется медицинская помощь.

Свадебные плачи от похоронных отличаются только содержанием текста. Манера «пения» одна и та же. Так зачем же невесте нужно было неделю или две изводить себя такими душевынимательными воплями?

А ведь еще был сам девичник – день накануне свадьбы, когда причитания исполнялись с утра до вечера и всеми – и самой невестой, и её матерью, и её подружками? Во всех статьях, которые вы найдете в интернете все авторы пишут, что, мол, невеста таким образом проявляла вежливость – показывала всем, как не хочется ей уходить из родного дома. Ага, и мать и проявляла вежливость, чтобы дочка не дай бог, подумала – как родители рады от неё избавиться. Какую вежливость проявляли подружки? Ну не знаю, может, чтобы невеста не заметила – как они ей завидуют? Вот таким жутким образом всего лишь проявить вежливость? Не смешите меня, авторы, представляющиеся специалистами по русскому фольклору!

Почему я так особо остановилась на этих причитаниях? Слышать их и не реветь – НЕВОЗМОЖНО!!! С раннего утра в доме невесты, начинали звучать причитания и они не смолкали до того момента, когда невесту оставляли одну – спать. Все действия, которые я буду описывать, проходили на фоне этих причитаний. С единственной разницей – в какие-то моменты причитала сама невеста, потом ее сменяли причитания подружек, матери, крестной и т.д... В первую очередь невеста с подружками шла к ближайшему водоему: к речке или озеру. Там, на берегу, невеста плела свой девичий веночек, тот самый, что обычно все девчонки плетут из одуванчиков, из васильков и т.д…. Набор растений для венка зависел исключительно от времени года и тех растений, из которых можно сплести этот венок. Например, осенью, венок плели с гроздьями красной рябины. Зимой плетение венка исключалось, т.к. исключалось наличие водоема, куда этот венок можно было бросить. Затем невеста в последний раз примеряла на себя этот символ девичества, прощалась с ним и бросала венок на воду. Это символизировало, что девичья жизнь утекает, как вода и никогда уже не вернется. Зимой веночек могли сжечь в печи. После этого девушки с берега шли к бане. Как правило, бани строились на берегу водоема. Причитания не смолкали ни на минуту. И к моменту мытья в бане, невеста уже была, как сомнамбула – настолько истощали ее слезы. Опять же с песнопениями и причитаниями, подруги мыли невесту, причем значение имели и дрова, которыми топилась баня, и травы, которые запаривались для мытья. Травами устилались пол и полок в бане. Надо ли удивляться тому, что из бани невесту уже выводили под руки – сама она идти не могла. Так же под руки ее вели домой, где и укладывали спать. Вы спросите – зачем? Зачем нужно было доводить молодую девушку до полуобморочного состояния? Все дело в том, что невеста должна была предстать перед алтарем совершенно чистой – и телом, и душой. Чистоту телу обеспечивала баня, а вот чистоту души создавало то количество слез, которые невеста пролила. Омовением, так сказать, изнутри тела. Считалось, что именно со слезами уходят все плохие эмоции, мысли, которые когда либо девушке приходилось испытывать. Уходили злость, зависть, корысть, и таким образом перед алтарем девушка стояла совершенно невинной, чистой во всех смыслах этого слова.

Нужно отметить, что невинность физическая у наших предков не играла какой-то важной роли, если брак был по обоюдному согласию. Наоборот, физическая близость между молодоженами до свадьбы приветствовалась, т.к. позволяла убедиться в физическом здоровье невесты и совместимости молодоженов. У нас в Сибири, хорошим знаком было даже то, если невеста шла под венец «в положении». Семья жениха была спокойна – невеста в состоянии зачать ребенка, да и работник в семье быстрее родится. Конечно, были у наших предков и случаи, когда и ворота дегтем мазались, и теще рюмку дырявую подносили, но это было только в том случае, когда семья жениха заранее хотела поставить невестку в униженное положение. Чтобы можно было помыкать ею и родители невесты не имели права вступиться за нее. Такие случаи были, но кто из нас на свадьбах нынешних не видели ситуаций, когда вообще не понятно – зачем эти двое женятся? Когда в их отношения не то что любви, элементарного уважения нет? Если такое есть сейчас, почему не могло быть и тогда??? Но, я категорически убеждена – такие случаи были единичными, именно поэтому они до нас и дошли, причем, благодаря художественной литературе. А вы все прекрасно знаете, что писателям, как и кинематографистам нужны яркие, сильные эмоции, причем желательно – отрицательные.

А сейчас еще раз посмотрите на картину Алексея Корзухина. Обратите внимание на девушку, которая разметает метлой перед невестой дорогу. Зачем она это делает? Она отгоняет нечистую силу, которая может успеть завладеть такой чистой во всех смыслах душой всего лишь по дороге от бани до дома. Этим же заняты и женщины, стучащие по медному тазу, по ведру… Представляете себе уровень этого шума и какофонии? Все для этого же – отогнать нечистую силу от в полном смысле слова беззащитной девушки. Всем же остальным ничего не мешает веселиться – у них в жизни ничего не меняется.

В это же время жених устраивал и «мальчишник», но о нем нет фактически никаких записей, т.к. в общем своем смысле это была самая обычная попойка. Девичник же начинался с утра и продолжался до самого вечера. Даже если представить, что современной девушке пришло в голову просто заучить текст исполняемых причитаний, это было бы не реально – такой объем текстов не реально сейчас выучить! Даже мытье полов сопровождалось специальной именно для этого существующей песней. Обязательные атрибуты девичника – расплетание косы, прощание с «красотой» (девичьей налобной повязкой), плетение и прощание с девичьим веночком, баня.

Знаете, что больше всего меня поражает в наших предках? Эти плачи нужно ж было УМЕТЬ петь!!! В 1999м году, когда я окончательно решила забросить свою диссертацию по истории сибирской свадьбы, я поняла, что 4 года жизни, отданные этой теме, я не могу так просто вычеркнуть. Слишком я привыкла к ежевоскресным поездкам по окрестным деревням с целью сбора материала. Эти бесконечные разговоры с бабульками, составление «паспорта» собеседника так прочно вошли в мою жизнь, что враз отказаться от этого я не могла. И я решила научиться петь свадебные причитания. Я попросила отца договориться с «вопленницей» из его деревни, чтобы она дала мне несколько уроков. Папка договорился, в назначенный день я приехала к «педагогу-наставнику» с бутылкой какой-то красной бормотухи и жутким приторно сладким рулетом. Без вина и чего-то сладкого я не ездила, сначала любую бабульку следовало «разговорить» - не охотно они шли на общение с незнакомым человеком. Бабулька выпила винца, щечки у нее раскраснелись, она уже выпытала у меня все подробности жизни «Мишкиной дочки», т.к. моего отца знала с детства, а меня – нет. И резко, без всякой подготовки заголосила. Я не знаю – на сколько меня хватило? На куплет или два? Я с ужасом выскочила из дома. Потом вернулась, извинилась и попрощалась. Я поняла, что мне не под силу овладеть этим искусством…

Наверное, у наших предков было другое отношение к смерти. И, как я уже сказала выше, само звание «невеста», всё её поведение и поведение окружающих, означало смерть в социальном плане. Она УМИРАЛА как дочь семейства, как член одной семьи, чтобы уже завтра возродиться другим человеком – уже женой, членом другой семьи, носителем другой фамилии. И кроме причитаний, в свадебном обряде было много действ, созвучных с обрядом похоронным. Например, после выноса гроба с покойником из дома, необходимо было кому-то присесть на табуреты или лавку, на которых этот гроб стоял. Таким образом, нужно было «занять место», чтобы смерти было некуда вернуться. Это же самое делалось, когда после того, как жених «выкупал» невесту и они отправлялись в церковь на венчание, кто-то обязательно садился на место, где невеста только что сидела. «Занимал» её место, чтобы ей невозможно было вернуться в родительский дом не гостьей, а постоянным жильцом. Как после покойника в доме необходимо было вымыть пол, точно так же мылся пол и после того, как невеста с женихом отправлялись в церковь. Со смертью связана и традиция переносить жениху невесту через порог дома, но об этом подробнее я расскажу позже.

ПыСы: Перечитала статью и поняла, что слишком коротко рассказала об обряде, который назывался «Девичник» и представлял собой нечто АБСОЛЮТНО противоположное девичнику современному. Я буду рада ответить на возникшие вопросы в комментариях. А еще я поняла, что необходимо написать еще одну статью, чтобы пояснить – ЗАЧЕМ нашим предкам нужны были такие сложности? Почему нельзя было обойтись только церковным говением, исповедью и причащением, которые тоже обязательно были и о которых я здесь не написала ни буквы? Но именно ответом на этот вопрос и будет тот факт, что я бесконечно горда быть РУССКОЙ. А уж тем более, РУССКОЙ ЖЕНЩИНОЙ!!!

Мария Молодых - "Невеста"
Мария Молодых - "Невеста"
Плакальщица. Фото 1894 года. Свадьба в Карелии. Мать причитает по дочери
Плакальщица. Фото 1894 года. Свадьба в Карелии. Мать причитает по дочери
Не нашла автора этой картины. Обратите внимание - невесту еще только ведут в баню, но уже ведут под руки. Видимо, сил у самой идти уже нет
Не нашла автора этой картины. Обратите внимание - невесту еще только ведут в баню, но уже ведут под руки. Видимо, сил у самой идти уже нет
Василий Перов. "Проводы невесты из бани" 1897 год.
Василий Перов. "Проводы невесты из бани" 1897 год.
Владимир Маковский - "Девичник"
Владимир Маковский - "Девичник"
Фирс Журавлев - "Девичник" Самая фантастическая картина из всех)))) Просто подражание автора европейскому искусству, когда нужно изобразить не содержание момента, а только лишь красоту женского тела.
Фирс Журавлев - "Девичник" Самая фантастическая картина из всех)))) Просто подражание автора европейскому искусству, когда нужно изобразить не содержание момента, а только лишь красоту женского тела.

Остальные статьи этого цикла можно прочесть, пройдя по ссылкам

01. Глава первая, где о свадьбе еще ни слова… О проекте и с чего все началось…

02. Глава вторая, где до свадьбы дело еще не дошло… Павел Федотов – «Сватовство майора»

03. Глава третья, пока без живописи, но уже про свадьбу

04. «Два лада»

05. Это вам не «лёли-лёли…», это ЛЕЛЬ!

06. "Берегиня".

07. О вечных грёзах бестолковых девчонок...

08. Других посмотреть и себя показать…

09. Сваха правды не скажет…

10. Приданое к проданной...

11. Приданое, которое руками не потрогать…

12. Наконец-то о том самом приданом.

13. Ответ и предисловие для критиков.

14. Сватовство и контрдиверсионная деятельность...

15. «Хоть горшком назови, только в печь не сажай»

16. Девичник как подготовка к Смерти и Возрождению.

17. Утро невесты или продолжение предыдущей статьи

18. Маршрут свадебного поезда.

19. Про тещу и свекровь и, вообще, чей праздник?

20. Да когда уже честным пирком, да за свадебку? Ну, сколько можно???

21. Всё еще не до пира…

22. Танцуем от печки…

23. С чего посуда бьётся на счастье?

24. Первый раз никому не нравится…

25. Поднятие молодых или опять про "стыдное"...