Найти в Дзене
KonkursKraineva

Русская музыкальная газета №46 1913 год

Выступления юных дарований, их виртуозности сейчас мало кого удивляет. Но этот феномен – талантливые дети на сцене – явление совсем не новое. И проблемы те же. Мы хотим предложить вашему вниманию небольшие заметки из Русской музыкальной газеты за 1913 год.

№ 46

«Выступление малолетнего дирижёра Вилли Ферреро вызвало некоторый шум в нашем музыкальном мире. Часть прессы высказалась о юном таланте с восторженностью, другая часть поспешила заработать на интервью психиатров, докторов и музыкантов, хотя часть последних и воздержалась от посещения концертов. К последним принадлежит и А.И. Зилоти, который выступил в 2-3-х газетах с открытым письмом к петербургской публике. Автор последнего, по собственному признанию, «должен кричать таким голосом, чтобы весь Петербург его услышал». Цель письма – предостеречь публику от посещения концертов В. Ферреро во избежание эксплуатации его предприимчивым антрепренёром. «Я не могу понять, пишет г. Зилоти, почему меня поведут в участок, если я буду немилосердно бить своего ребёнка или свою лошадь, а какой-то анонимный антрепренёр занимается публичным растлением гения и никто не только не возмущается, но все торопятся уплатить деньги за присутствие в этом растлении. Одумайтесь, господа. Если вы, действительно, разобрали, что Ферреро небывалый гений, то не ходите в его концерт, не давайте возможности какому-нибудь эксплуататору смеяться над вашей жаждой зрелищ, а откройте всероссийскую подписку для сбора суммы, необходимой для нормального развития чудесного явления природы, как это сделал американец для Гофмана. Помогите развитию и сохранности гения, а не будьте аплодирующими свидетелями его постепенного убийства». Антрепренёр малолетнего Вилли, г. Резников, прочитав письмо А. Зилоти, тоже закричал… караул и пригрозил судом, т.к., по его мнению, он вовсе не эксплуатирует мальчика, ибо «платит заявленную им (т.е. Вилли; но неужели 7-летний мальчик так и установил сам свой гонорар, как об этом пишет г. Резников? Тогда ведь он ещё финансовый гений!) сумму, в несколько раз превосходящую ложно указываемую А. Зилоти тысячу франков»… А. Зилоти по-столыпински ответил антрепренёру – «не напугаете» и подтвердил свое справедливое мнение, что «публичная демонстрация В. Ферреро и есть публичное растление гения и не только вопиюще-безнравственное, но и позорное зрелище, а устройство этого зрелища – не простая, а вопиющая эксплуатация»… Против мнения А. Зилоти выступили психиатры, поднялся шум, очень выгодный в смысле бесплатной рекламы, но, точно с целью доставить неприятность добродетельному антрепренёру, бедный мальчик-дирижёр, захворал, и второй концерт его пришлось отменить. На этот раз, кажется, музыканты оказались лучшими психиатрами, чем г.г. заправские психиатры и врачи, а последние, зато проявили большее любопытство к музыкальным испытаниям, чем музыканты… Вопрос о степени природного музыкального гения малолетнего Вилли Ферреро, конечно, всем этим шумом, поднятым вокруг него печатью, - вовсе не предрешен. Правда, подобный ребёнок-дирижёр со времён Моцарта ещё не появлялся, но здесь удивительно то обстоятельство, что мальчик, распоряжающийся большим оркестром, ещё не знает нот (а в его возрасте знали ноты не только Моцарт, но и бр. Рубинштейн, С. Санс и др.), а по словам очевидцев не различает ошибок и дефектов оркестрового исполнения. В таком случае преждевременно говорить, насколько у него действительно прирожденные, а не навязанные тем или иным способом, дирижерские данные. Апологеты и антрепренёр талантливого мальчика упустили случай добыть наиболее справедливую и ценную проверку способности В. Ферреро – во время его приезда в СПб., здесь находился несомненно наиболее компетентный в деле дирижирования судья – Арт. Никиш. И вот этот то наилучший эксперт и не сказал своего решающего слова о новом «чудо-ребенке», которого действительно нужно больше беречь, чем демонстрировать перед толпой. Защитники публичных выступлений Ферреро указывали только на Рубинштейна; лучше бы они вспомнили о Рауле Кочальском и Пауле Шалит; гениальность последней была признана всеми, но где теперь эта высокоодарённая девочка?»