Про джаз написано гигантское количество книг, статей, заметок и снято сотни часов документальных фильмов. Охватить такую музыку в рамках одного лонгрида на яндекс.дзене не просто. Поэтому 4 глава будет разбита на подглавы.
За XX век джаз прошёл огромный путь. В настоящий момент существует бесчисленное множество стилей и направлений. О всех них я напишу со временем на своём канале. Присаживайтесь поудобнее, мы садимся в машину времени и отравляемся в Северную Америку прошлого столетия
О названии
Но для начала очертим примерное происхождение слова «jazz». В некоторых языках можно найти слова, значение которых сближает их с оригиналом.
- jaser (от фр. болтать, говорить, скороговорный)
- chassé (от фр. скользящий, гонимый)
- chase (от англ. гнаться, преследовать)
- jazib (от араб. соблазняющий)
Из-за связи джаза с афроамериканской культурой близкие по значению слова можно встретить и в африканских языках:
- jasi (мандинка. «стать непохожим на себя»)
- jaja (луба. «причина танцевать»)
- yas (темне. «быть чрезвычайно живым или энергичным»)
Такое разнообразие не случайно. Кол-во джазовых ответвлений было огромно. Джаз каждого десятилетия XX века – это постоянно новая и видоизмененная музыка. В различных городах Америки возникали самостоятельные «школы» со своими отличительными чертами.
Исполнители и джаз-бэнды придумывали новые или переделывали старые стили. Поэтому американская и европейская публика стремились дать этой музыке своё обобщенное название. Всех объединяло только одно – особая «живость» и ритмичность, которую узнавали в джазовой музыке.
А теперь вернёмся к истории.
Ранний джаз
невозможно себе представить без Нового Орлеана. В XIX веке, проживающие здесь рабы собирались по воскресеньям на «площади Конго» (Congo Square) куда традиционно в течение многих лет приходили, пели, танцевали и импровизировали на разных инструментах. Место находилось на открытом месте в пригороде. Но почему здесь начинают отсчёт?
Здесь джаз-бэнды возникают как массовое явление. Один западный исследователь указывал, что на 89 тыс. негритянского населения в 1910 г. существовало более 30 оркестров. Первое поколение джазовых музыкантов родились именно в Новом Орлеане – Бадди Болден, Банк Джонсон, Альфонс Пику, Мануэль Перез и многие другие. История первого джаз-бэнда «The Bolden Band» тоже началась здесь.
Самые ранние формы джазовой музыки исполнялись здесь на похоронных маршах. Вот что об этом воспоминал трубач Банк Джонсон:
«По пути на кладбище <…> мы обычно играли очень медленные мелодии. <…> Мы использовали в основном размер 4/4 в очень медленном темпе, и процессия едва двигалась за гробом.
Когда группа музыкантов возвращалась с кладбища, они меняли размер на 2/4, что придавало музыке динамики и энергичности.
«Люди стояли вдоль всей улицы, шли за нами по тротуарам, забегали вперед. За нами всегда следовали целые толпы народу»
Традиции исполнения сохранились и сегодня:
В 1917 году военная администрация города закрывает популярный в то время район Сторвилль (место сосредоточения дансингов, публичных домов и ресторанов). В том месте случайно погибли несколько солдат. Местная богема, джазовые исполнители и их слушатели лишились возможности собираться как раньше. Из-за этого многие музыканты, имевшие опыт гастролей, отравились вверх по Миссисипи в Чикаго, а оттуда разъезжались с музыкой по всей Америке.
На целое десятилетие Чикаго превращается в центр джазовой музыки. Здесь взойдет звезда молодого Луи Армстронга, здесь сформируются новые оркестры. Здесь же оформиться в целое направление «белый джаз» или «диксиленд».
Реакция общества
Не все были рады появлению новой музыки. Джаз ломал все устоявшиеся музыкальные каноны, имел специфический танцевальный ритм, и воспринимался как «легкая» музыка. Считалось, что подобная музыка не заслуживает серьёзного внимания публики.
Откуда берется джаз и джаз-бэнды? Что является причиной джаза? Он происходит из того же самого источника, что и бульварная литература. <…> Новый Орлеан особо заинтересован в решении этой проблемы, так как распространяются слухи, будто это форма музыкального греха родилась в нашем городе. Если даже это правда, то мы утверждаем, что колыбелью джаза были исключительно сомнительной репутации предместья и трущобы…
Газета «Times-Picayune» от 20.06.1918 г.
«Этот ужасный джаз должен уйти!»
Газета «Lady`s Home Journal», декабрь 1921 г.
Тем не менее несмотря на протесты и нелюбовь консервативных кругов, джаз быстро набирал популярность. Это получалось не только благодаря своей новизне. Большую роль сыграли также и другие обстоятельства:
- джазовую музыку записывали на пластики и их продажи росли каждый год;
- массовое производство радиоприёмников упрощало доступ к прослушиванию музыки;
- джаз вышел за рамки «негритянской музыки». Его по достоинству оценила белая публика, которая позже начала создавать свои джаз-бэнды, например: Original Dixieland Jass Band из Нового Орлеана.
Кстати, их пластинка "Liver Stable Blues" 1917 г. считается первой официальной записью джазовой музыки.
1920-е годы стали десятилетием джазовой музыки. Введённое в обиход писателем Ф.С. Фицджеральдом понятие «Век Джаза», как никогда, подходило для описания наступившей эпохи. Джаз начинает всюду проникать в повседневную жизнь рядовых граждан. И через книги, фильмы и танцы множит свою популярность и заставляет всё больше говорить о себе.
Однако, уже в начале 30-х годов развитие джаза крепко встанет на коммерческие рельсы. Наступит эра биг-бэндов, когда большие оркестры исполняли уже не импровизационную музыку в чистом виде, а играли наигранные заготовками, которые нравились широкой аудитории. В противовес им, в 40-е годы родится новый жанр джаза – бибоп. Он будет стремиться в усложнение мелодики и будет придавать серьёзное значение виртуозности исполнения.
С этими направлениями мы познакомимся в будущем.
Что делает "джаз" джазом?
Необходимо запомнить, что джаз стоит на двух китах: первый кит – это господство ритма и подчиненность ему мелодического начала, а второй кит – это импровизационное исполнение
Важное место в джазовом коллективе принадлежало ритм-секции (барабаны, контрабас, фортепиано) они задавали ритмическую линию в рамках которой играли остальные музыканты. По соло-секции обычно узнавали джазовую музыку, в её составе находились духовые инструменты: кларнет, саксофон, труба, тромбон, иногда флейта.
Новоорлеанский джаз
Направление, которое принято считать традиционным джазом, в его основе лежали:
- коллективная импровизация
- главная партия принадлежала корнету (небольшой аналог трубы)
- в основе ритм-секции банджо, туба и ударные
Чикагский джаз
Эта школа формировалась при участие джазменов из Нового Орлеана, Чикаго и всех тех, кто пришёл в джазовую музыку в 1920-е
- на передний план выходит игра отдельных солистов, взамен коллективной импровизации;
- особую роль приобрели соло партии саксофона;
Благодарю вас за проявленный интерес!
Пишите, комментируйте, буду рад ответить на ваши вопросы)
P.S.
В нашей стране у джаза была тоже интересная история: от принятия и борьбы с ним в XX веке, до признания и формирования отечественных джазменов с возможностью получить музыкальное джазовое образование в XXI веке.
В России джаз ежедневно можно услышать на крупнейшей радиостанции «Jazz» 89.1 FM. А увидеть своими глазами и познакомиться с отечественными мэтрами можно на фестивалях, крупнейшим из которых является Международный фестиваль «Триумф Джаза». В 2022 году он проходил в рамках 100-летия российского джаза и охватил 6 городов.