Найти тему
Frombelleepoch

Экскурсия по галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв Пушкинского музея. Пьер Боннар

Вы уже видели в холле масштабные декоративные полотна Пьера Боннара полные недостижимой мечты о гармоническом слиянии человека с природой, созданные в 1912 году.

В восемнадцатом же зале на третьем этаже, находится ещё три его работы. Кстати, среди «набистов» в Пушкинском музее шире всего представлена живопись именно этого художника, конечно же, благодаря собранию знаменитого коллекционера А.И Морозова, переданному из Государственного музея нового западного искусства в 1948 году. А чтобы понимать этого, символиста, безусловно, необходимо знать, хотя бы в общих чертах, его биографию.

(Источник - newestmuseum.ru)
(Источник - newestmuseum.ru)

Боннар родился во времена Третьей империи в пригороде Парижа. Он происходил из приличной буржуазной среды, так что Боннар занимался в престижнейших столичных лицеях, искренее интересуясь книгами и философами. Уютная домашняя обстановка нашла отражение в его ранних работах, добротных дам, милых малышей и завтраков на траре. Конечно, родители Боннара желали его видеть в серьезной профессии, но сам Пьер желал себе свободной жизни.

Потому, как многие художники, изучая право, он параллельно посвещал вечера урокам рисования. Импульсом к творческим поискам стало то событие, когда друг художника, Поль Серюзье, смог познакомиться с провозвестником нового стиля, Гогеном, и даже написать картину под его руководством. Это произведение, обрело для Боннара и его коллег (Серьюзье, Дени), которые решили объединиться в группу «пророков» («Наби» с библейского иврита). В этой «мистической» среде зарождающегося модернизма художник стал называться «Японец», за своё пристрастие к японской гравюре, восхищавшей его изображением обыденных сюжетов с помощью декоративных плоскостей.

Быть между традицией масляной живописи и декоративно-прикладной плоскостью стало боннаровским идеалом. Создание ширм, иллюстраций и плакатов прямо демонстрировало это стремление. К слову именно благодаря рекламе, а точнее выигрышу конкурса на изображение шампанского в 1889 году, Боннар смог громко заявить о себе и бросить, наконец, ненавистную ему учёбу.

В прочем, не забывал он и о живописи. Познакомившись с "пролетарской" Мартой, художник не только сделал её своей спутницей, но и модельных для множества ню, подобных признаниям в любви. Эти интимные сцены полны поэтического трепета.

Слева перед вами как раз одна из таких работ – «Зеркало над умывальником» 1908 года. Однако это не просто изображение натуры – это многожанровое полотно. Здесь и натюрморт с туалетным сервизом, и портрет сидящей девочки. Все три объединены через чисто декоративное заполнение плоскости. Ещё больше стремление к прикладному в этом живописном произведении отражает тончайший серо-серебристый колорит и неброская авторская рама, создающие эффект гобелена.

Зеркало над умывальником. 1908 (Источник - newestmuseum.ru)
Зеркало над умывальником. 1908 (Источник - newestmuseum.ru)

После наступления нового века Боннар со спутницей всё чаще преподпочитает загородную жизнь. В некоторых работах виден отход к импрессионизму. Изучая все уголки у берегов Сены. Буйство красок отражает жизнелюбие и пантеистический настрой художника. Пейзажи, по мнению мастера, лечили его душу. Примером тому может служить работа «Танец» 1912 года, (похоже, это любимый прием мастера, взгляд из окна), справа, где персонажи радостно пляшут на фоне вбирающих их бесконечных далей деревьев.

(Источник - newestmuseum.ru)
(Источник - newestmuseum.ru)

Следующая работа, «Лето в Нормандии», тоже 1912 года, где главным выразительным средством является цвет, с его утонченной гаммой. Если сосредоточиться, то в цветовом чередовании пятен можно увидеть не просто летний зной, а фигуры, отдыхающие на переднем плане, а потом и дальний план с рекой и противоположным берегом.

(Источник - newestmuseum.ru)
(Источник - newestmuseum.ru)

Пока Боннар в творчестве исследовал французскую глубинку и любовался своей возлюбленной, наступал новый век вместе с его авангардными стилями. Тем не менее, в 1912 году он отказывается от ордена почетного легиона. В 1920-е гг хужодник, наконец, женится на Марте и уезжает в ещё более дальнюю глушь, в Альпы. Образы в его картинах, где не прекращаются поиски, постепенно становятся всё более обобщёнными, а из жизни постепенно начинают уходить близкие и соратники. Ему оставалась лишь переписка с таким же давнишним фовистом Матиссом. И когда в 1940-е гг, месье Боннара постигло новое вдохновение, то было уже поздно для новой страницы творчества. Он скончался 27 января 1947 года.

P.S. Текст написан мною в 2021 году.

From Belle epoch