Средствами массовой информации называют организации, которые собирают новости, обрабатывают их содержание и распространяют среди широких масс населения. СМИ призваны объективно и непредвзято оценивать происходящие события и без искажения передавать их массовой аудитории.
Однако данные критерии не подходят для новостей в области политики. Во первых, каждая партия или общественная организация имеет свои взгляды на мировые события, поэтому отдельно взятое СМИ отражает мировоззрение конкретного политического движения, к которому оно принадлежит.
Во-вторых, официальные средства массовой информации представляют исключительно государственную политику, поэтому они будут выражать взгляды и интересы только правящей верхушки. Политической задачей СМИ является продвижение определенной идеологии при помощи различных механизмов воздействия на аудиторию.
Информирование
В новостных материалах СМИ предоставляют информацию о важных для большинства членов общества экономических и политических событиях. Причем факты освещаются с позитивной, нейтральной или негативной точки зрения в зависимости от политических взглядов руководства. Задачи информационного контента – формировать отношение к происходящему и нацеливать аудиторию узнавать новости только из данного СМИ.
Идеологическая пропаганда
Важнейшая задача средств массовой информации – создавать и поддерживать правильную идеологическую позицию у населения. Мировосприятие и направленность мышления людей должны основываться на определенных политических и культурных ценностях, которые продвигают владельцы СМИ. Для формирования правильного общественного сознания используются оценочные суждения, комментарии «специалистов» и другие приемы, позволяющие взглянуть на события с нужной политической точки зрения.
Политическое образование народных масс
Специальные каналы или рубрики СМИ позволяют повышать политическую образованность всего населения. Благодаря чему появляется возможность регулировать поведение людей, управляя коллективным разумом. Одним из многих примеров в РФ может служить программа «60 минут», ежедневно транслируемая на канале «Россия-1». Через подобные информационные порталы зрительная аудитория познает суть происходящих процессов и адаптируется к социальной действительности в заданном политическом русле.
Контролирующая функция
СМИ осуществляют политический контроль над деятельностью органов власти, общественных организаций, субъектов хозяйствования, должностных лиц и отдельных граждан. Проводится эта работа путем независимого журналистского расследования. Ее цель – дать правовую и моральную оценку, показать эффективность или выявить недостатки в деятельности организации или отдельного человека. Контролирующие функции СМИ опираются на общественное мнение в отношении общепризнанных правил жизнедеятельности общества и отдельных граждан.
Манипулирование сознанием
Формирование образа мышления и моделей поведения основано на созданных СМИ политических идеалах и моральных ценностях. Манипулирование сознанием масс необходимо для всенародной поддержки политических процессов, осуществляемых в государстве. Происходит оно путем скрытого или открытого психологического воздействия на уязвимые черты характера людей: впечатлительность и зависимость, самоуважение и необъяснимое самосознание, альтруизм и боязнь перемен.
Вывод
СМИ называют социальным институтом, призванным удовлетворять потребности населения в достоверной информации об окружающей действительности. Однако в политической сфере объективность сведений, предоставляемых информационным каналом или изданием, зависит от идеологии государственной власти, партии или иной движущей силы. Данная практика характерна для всех без исключения стран. Разница заключается лишь в том, допускает ли государственное устройство или правящая верхушка существование альтернативных средств массовой информации.