Котокафе — пожалуй, самый популярный вид тематических кафе. В каждом крупном российском городе есть хотя бы одно кафе с хвостатыми, а в Москве и Питере их больше 10. Как работают кошачьи кафе и почему они так популярны — рассказали в этой статье.
Как появились котокафе?
По легенде первое котокафе появилось в 1912 году, в Вене. Погладить котиков приходили известные личности того времени — Зигмунд Фрейд, Густав Климт и даже Владимир Ленин. Кафе просуществовало вплоть до 1914 года и закрылось из-за начавшейся Первой мировой. Следующее котокафе открылось только спустя 86 лет, в Тайване. В этот раз формат прижился и распространился по всему миру.
Так в 2011 году в Санкт-Петербурге открылось первое кошачье заведение в России и Европе — «Республика кошек». А в 2014 году первые котокафе открылись в США и Австралии. Но наибольшее распространение замурчательные кафе получили в Японии: за последние 10 лет там открылось около 80 заведений, в которых можно почесать за ушком котиков. Причина такой популярности кроется в социальной разобщённости — японцы чувствуют острую потребность в общении, тепле и ласке, а завести домашнее животное дома — весьма проблематично.
Кошки — лучшие антидепрессанты
Любители кошек часто отмечают, что усатые-полосатые помогают успокоиться, снять стресс и улучшить сон. Положительное влияние кошек на эмоциональное и физическое состояние человека подтверждают и научные эксперименты. Например, исследования показали, что во время поглаживания кошки у человека вырабатывается окситоцин — гормон радости и любви, снижается уровень стресса и тревоги.
А ещё вопреки всеобщему убеждению, кошки — социальные существа. С помощью опытов учёные доказали, что хвостатые интересуются общением с нами, не меньше, чем мы с ними — они могут стать хорошими друзьями и составить человеку компанию за чашечкой кофе.
Что предлагают котокафе?
Чаще всего котокафе работают по принципу антикафе, то есть гости платят за время, проведённое в заведении. Еда и напитки либо бесплатны, либо по очень демократичным ценам. Чтобы увеличить рентабельность кафе, владельцы придумывают дополнительные мероприятия с платным входом: лекции или мастер-классы.
Котики — вольные жители в своем храме. Им разрешено ходить где угодно и делать что угодно. Кроме одного — обладателям шерсти строго запрещён вход на кухню. Это непреложное требование СанПиН. К слову, до 2011 года правила полностью запрещали сосуществование еды и животных в непосредственной близости.
Посетители могут гладить котов, играть, проводить время вместе. Понравившегося кота можно забрать себе домой или взять над ним опеку внутри котокафе и приходить общаться в свободное время.
Скорее волонтёрство, чем бизнес
Кто откажется от соблазна погладить мурчащую, пушистую кошечку? Только тот, у кого такая же кошечка живёт дома. По статистике у каждого второго россиянина есть дома кошка или кот. Этим объясняется низкая рентабельность котокафе в нашей стране — в лучшем случае их владельцам удаётся выйти на самоокупаемость или минимальный доход.
Тем не менее котокафе продолжают открываться в разных городах России. Причина проста: котокафе — это прежде всего история о любви и заботе, а уже после — бизнес. Даже сотрудники котокафе, котоняни, — обычно волонтёры, которые просто наслаждаются общением с кошками или желают им помочь.
Котокафе — это взаимная история, где каждый получает то, что ищет. Кошки — тёплое, уютное жильё, еду и ласку. Гости — возможность почесать за ушком, получить удовольствие от общения с животными и, может быть, забрать одного из них к себе домой.
Делитесь опытом, были когда-нибудь в котокафе? Если там был один котик, тоже считается :))