Найти тему

Музей одного платья

Оглавление

На выставке «Семейный альбом» представлена история одного платья от Микротерритории Город Устинов, от Кирилла Агафонова и Натальи Передвигиной. История, которая началась четыре года назад (а может, и намного раньше!) и которая продолжается – вместе с вами, уважаемые посетители выставки в Сепском ЦСДК.

Микротерритория Город Устинов – это художники и кураторы Кирилл Агафонов и Наталья Передвигина, родившиеся в 80-х годах прошлого века в городе Устинове: до этого он назывался Ижевском и сегодня вновь существует на карте как город Ижевск. В 2010 году они создали микро-арт-группу «Город Устинов», которая в начале 2020-х годов стала Микротерриторией Город Устинов. Участники российских и международных биеннале, персональных и групповых выставок, номинанты премии Кандинского и лауреаты государственной премии в области современного искусства «Инновация 2020», Кирилл и Наташа – партнеры и участники наших проектов. Вместе с нами они работали над иммерсивной экспозицией в проекте «Время водит хоровод» в Игринском районном краеведческом музее, были кураторами волшебной, почти мистической, арт-резиденции в Сепе под названием «Невидаль», открывали проект Sep Community, организовав в заснеженном Сепе видеомост с далекой Швейцарией, придумали Музей-с-доставкой и Квантовый музей с открытым кодом, предоставив первые экспонаты опять же Сепу, инициаторами знакомства сепского сообщества с японским художником и фотографом Икуру Куваджимой и современным путешествующим театром из Швейцарии… Неудивительно, что за последние четыре года Кирилл Агафонов и Наталья Передвигина стали большими и любимыми друзьями сепского сообщества. А для выставки «Семейный альбом», где они участвуют с Музеем одного платья, это, пожалуй, самый главный факт.

Музей одного платья на выставке «Семейный альбом»
Музей одного платья на выставке «Семейный альбом»

История платья

– Идея создать Музей одного платья появилась в 2018 году, когда мы с Наташей собирались ехать в арт-резиденцию в Цюрих, – рассказывает Кирилл Агафонов. – Взять с собой платье, предлагать разным людям, в том числе первым случайным встречным, в нем или с ним фотографироваться, и таким образом знакомиться с ними. Но каким должно было быть это платье? Я представлял его нейтральным, не вызывающим и не притягивающим взгляды, и ни в коем случае не реликвией. Надо было найти простое платье! А простое у меня ассоциировалось с семьей – мама, бабушка, что-нибудь хлопковое… И мы пошли в ижевский благотворительный магазин «Благодарю», где это платье, можно сказать, нашлось само – и нейтральное, и доброе, и красивое, и «из советских времен». Платье не от кутюр, но такое, какое носят каждый день, семейная уютная вещь. На первых фотографиях с ним, если открыть этот наш проект в одной социальной сети, – как раз сотрудницы магазина «Благодарю» Лена и Катя.

…У нас, кстати, уже был опыт с другим платьем, тоже хлопковым, в 2013 году. То было наше семейное платье, которое передавалось от бабушки к маме, потом тете, затем оно оказалось в бане и было вытерто, изношено почти до дыр. Мы с Наташей забрали его в таком состоянии. И там, где были дыры, Наташа «вырастила» структуры из ткани – словно к этой ткани платья еще какие-то кусочки приросли, и не для того, чтобы закрыть эти дырки. Это о том, что вещь – не только утилитарный предмет или модный аксессуар, который меняется в соответствии с новыми веяниями или сезоном. Вещь – это наши впечатления, воспоминания, которые сами по себе важны. И эту вещь можно просто хранить. Так как мы занимаемся художественными практиками, мы включаем в них такие предметы. То есть наша художественная практика переработала не все платье, но оставила на нем след. Таким образом вещь приобретает уже другую форму, другое символическое значение, в том числе и в жизни человека, становясь скульптурой. Это платье было показано в Манеже, на пятой Московской биеннале, которую курировала Катрин де Зегер из Бельгии. Тогда оно обрело новую жизнь. На биеннале у нас была целая серия таких объектов – старая туфля фабрики «Скороход», найденная в разрушенном доме на улице Карла Маркса в Ижевске, головной платок с дыркой и выращенными там структурами ткани, разбитая посуда… Наташа работала с такими сломанными, выношенными вещами, при этом сохраняя их историю. Или же создавая для них новую историю, что тоже важно.

И когда мы четыре года назад задумали Музей одного платья, купив это простое хлопковое платье в магазине «Благодарю», идея была в том, чтобы создавать для него личную историю, которую мы могли бы рассказать. Коллекция музея – если говорить о платье как о музее – строится по принципу коммуникации. Каждый новый контакт, новое знакомство, новое место становится частью этой коллекции. На английском я сформулировал это как collection is connection. Суть Музея одного платья в том, что он соткан из связей с теми людьми, которых мы встретили, начиная с магазина «Благодарю». Платье побывало и в Берне, и в Цюрихе, и в Ижевске, и в Москве, и в Сепе… В разных локациях побывало, география у него самая разнообразная. Можно представить себе эту последовательность. Мы встретили человека, познакомились с ним, предложили сфотографироваться в платье или с платьем. Уже состоялся контакт, появилась связь. Далее – как сохранить этот момент, дать импульс к продолжению истории? Это уже вопрос документации. Социальная сеть про фотографии была взята именно потому, что профили в этой социальной сети тогда были почти у всех, и можно было отметить человека, и он становился частью сообщества «одного платья». Люди заходили на нашу страничку проекта, интересовались – а кто еще это платье надел, где оно оказалось? Таким образом возникает связь не только между нами, художниками, и участниками процесса, но и между самими участниками.

«Вы полагаете, все это будет носиться?..»

– Этот проект – он не завершен, – говорит Кирилл Агафонов. – Сегодня в альбоме Музея одного платья около 150 фотографий, объединяющих 150 человек и мест. Но это не закрытый список. Платье сейчас в Сепе, на выставке «Семейный альбом», и с ним можно сфотографироваться, а затем прислать снимок мне по электронной почте, и я добавлю фото в коллекцию. Так что платье обязательно «будет носиться».

Обратите внимание: рядом с платьем есть QR-код. Пройдите по нему – и вы узнаете, как принять участие. Это легко!

Музей одного платья на выставке «Семейный альбом»
Музей одного платья на выставке «Семейный альбом»

Но самое главное – постарайтесь, чтобы фотографии были не статичными, а живыми, эмоциональными и в то же время естественными. Посмотрите на снимки, которые уже есть. Это не фотографии на паспорт, а кадры из жизни, когда с платьем возникают какие-то отношения, какой-то контакт. И тогда ваши снимки войдут в альбом Музея одного платья, появятся в социальных сетях и на нашем новом сайте, над которым я сейчас работаю. Адрес этого проекта будет тот же, что сейчас в QR-коде: museum.delivery/dress-ru.

… Коллективная художественная выставка «Семейный альбом» работает в Сепском ЦСДК до следующей весны. Но не откладывайте ее посещение надолго – вдруг вам захочется вернуться и побывать там еще не раз?

Музей одного платья на выставке «Семейный альбом»
Музей одного платья на выставке «Семейный альбом»

Проект SEP COMMUNITY реализуется АНО KAMA records, победителем конкурса на поддержку Центров социальных инноваций в сфере культуры программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

#SepCommunity #ArtSep #Сеп #KAMArecords #Удмуртия #СделаноВУдмуртии #КультураУдмуртии #ИгринскийРайон #Эграёрос #ФондПотанина #эффективнаяфилантропия #НКО