Найти в Дзене

Ведьмак: Бренна. Анализ сражения. Специальный новогодний выпуск.

Сражение при Старых Жопках, которое по неизвестным и даже загадочным причинам стали называть битвой при Бренне, стало переломным сражением Второй Северной войны. До того успешно наступавший Нильфгаард, понесший только локальные поражения, был полностью сокрушен. Но как это могло произойти, если имперцы располагали превосходящими силами, а нордлинги уступали не только в численности, но и в организации? Дело было в подкупе и предательстве, как судачили злые языки? Или Нильфгаард действовал слишком самоуверенно и допустил ряд ошибок, которые не готов был признать? Попробуем разобраться в этом вопросе. Как это было Умело подготовленная руками Нильфгаарда Вторая Северная война была начата без объявления. В качестве предлога император использовал устроенную им самим провокацию, заявив, что войска нордлингских королевств атаковали земли Империи. В первые месяцы война наступление нильфгаардцев развивалось очень успешно. До конца лета нильфгаардцы не потерпели ни одного поражения и заняли внуши

Сражение при Старых Жопках, которое по неизвестным и даже загадочным причинам стали называть битвой при Бренне, стало переломным сражением Второй Северной войны. До того успешно наступавший Нильфгаард, понесший только локальные поражения, был полностью сокрушен. Но как это могло произойти, если имперцы располагали превосходящими силами, а нордлинги уступали не только в численности, но и в организации? Дело было в подкупе и предательстве, как судачили злые языки? Или Нильфгаард действовал слишком самоуверенно и допустил ряд ошибок, которые не готов был признать? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Как это было

Умело подготовленная руками Нильфгаарда Вторая Северная война была начата без объявления. В качестве предлога император использовал устроенную им самим провокацию, заявив, что войска нордлингских королевств атаковали земли Империи. В первые месяцы война наступление нильфгаардцев развивалось очень успешно. До конца лета нильфгаардцы не потерпели ни одного поражения и заняли внушительные территории. Однако, в тылу развернулась отчаянное сопротивление. Королева Лирии Мэва одержала победу в битве за мост на Яруге. По слухам, без помощи некоего ведьмака Геральта из Ривии, который по окончанию битвы был посвящён в рыцари и стал именоваться Геральтом Ривийским, и его товарищей, Нильфгаард одержал бы победу и здесь.

Несмотря на то, что победа в битве за мост на Яруге не имела никакого стратегического и даже тактического значения, она доказала, что армия Нильфгаарда не является непобедимой, а значит имела огромное моральное значение.

Черные - армии нильфов, синие - армии Севера
Черные - армии нильфов, синие - армии Севера

Тем не менее, успешное наступление Нильфгаарда продолжалось до самой зимы, когда из-за растянутых коммуникаций и новых восстаний северян стало ясно, что армии необходима пауза. Однако политика, проводимая на оккупированных территориях в отношении местного населения, заключавшаяся в жесткой эксплуатации последнего, привела к усилению народного противостояния Нильфгаарду. Северяне впервые за всю войну сумели перейти в наступление и отбить ряд стратегически значимых пунктов. Одним из таких пунктов стала Майена, без обладания которой дальнейшее наступление Нильфгаарда, запланированное на весну, было сопряжено с огромными рисками. Поэтому нильфгаардский фельдмаршал Мэнно Коегоорн принял решение окружить город и взять его измором. Осознавая важность срыва планов фельдмаршала, темерские войска, возглавляемые королем Фольтестом, который через несколько лет погибнет от рук ведьмака Лето, нанятого Нильфгаардом, несмотря на недостаточную численность, направились к Майене для её деблокады. Коегоорн принял решения отправить навстречу темерцам часть своих войск, которую возглавил лично. Вблизи деревни Старые Жопки произошла встреча двух воинств, которая вошла в историю под названием битвы при Бренне.

Силы и планы сторон

-3

Армия Мэнно Коэгоорна обладала решающим численным перевесом, а значит должна была проявлять инициативу и действовать самостоятельно. Располагая примерно 45-50 тысячами солдат, нильфгаардцы рассчитывали довольно прямолинейной атакой прорвать центр нордлингов и, разорвав армию на две части, втиснувшись в прорехи между флангами, окружить и уничтожить силы противника. Однако, Коэгоорн до конца не хотел давать битвы, словно бы предчувствуя драматический исход. Он отправил разведку на север, дабы выяснить, могут ли темерцы рассчитывать на подкрепление. Разведка была проведена из рук вон плохо, приближавшиеся части союзных королевств были незамечены, что впоследствии и сыграет решающую роль в исходе сражения.

В свою очередь Фольтест располагал всего 27 тысячами солдат, однако он знал об идущем на помощь подкреплении в 10 тысяч солдат, поэтому исходил из необходимости выдержать первые атаки нильфгаардцев, а после рассчитывал, что внезапный удар прибывших сил приведёт к окружению и разгрому неприятеля. В пользу Фольтеста играл и тот факт, что война велась на территории Севера, а значит ему достаточно было создавать угрозу удара, а не атаковать. Таким образом, основные риски должен был принимать на себя Коэгоорн, Фольтест же мог спокойно наблюдать за действиями нильфгаарда и даже организованно отступить в любой момент.

Первый этап битвы. Удар Нильфгаарда.

Красные - нильфы, синие - нордлинги
Красные - нильфы, синие - нордлинги

Битва началась со столкновений по всей линии фронта: нильфгаардцы перешли в довольно прямолинейное наступление, рассчитывая задавить неприятеля численностью. Эта безыскусная атака заставляет усомниться в тех дифирамбах, которые поют Коэгоорну, поскольку даже имея численное превосходство полководец должен заботиться о том, чтобы разбить неприятеля, понеся при этом наименьшие потери. В целом, однако, выбранная тактика дала свои плоды: правый фланг северян начал отступать. От окружения его спасало только то, что по обеим сторонам располагались озёра. Левый фланг и центр держались лучше, но боевые порядки были нарушены, в линии северян стала появляться брешь.

Второй этап битвы. Коэгоорн пускает в ход резервы.

-5

Коэгоорн сразу отреагировал на наметившуюся слабость неприятеля, направив в бой все свои резервы. Решение мягко говоря странное, поскольку отступление северян только началось и никаких далеко идущих выводов об их разгроме делать было нельзя. Известны случаи, когда введение свежих сил решало исход целой битвы, в той же ситуации северяне были ещё недостаточно измотаны, а нильфгаардцам не требовалась дополнительная поддержка – они и своими силами могли оттеснить левый фланг от центра и втиснуться в образовавшуюся брешь. Тем не менее, введение резервов усугубило положение северян. Были созданы все условия для разгрома армии Фольтеста. В образовавшуюся брешь удалось проникнуть частям нильфгаардцев, возникла угроза окружения левого фланга и центра. В этот решающий момент битвы на севере появились передовые части подкрепления северян. Коэгоорн увидел это и оценил опасность их вступления в бой, но уже не располагал необходимыми резервами для отражения этого удара.

Третий этап битвы. Подкрепление северян вступает в бой.

-6

Когда у почти окруженного левого фланга северян появилась надежда, они стали драться как львы, оказывая ожесточенное сопротивление. Подкрепление ударило в тыл и фланг нильфгаардцам, смешало их порядки, заставило в панике бежать. Коэгоорн лично пошёл в атаку, пытаясь спасти положение, но ничего уже нельзя было исправить. Нильфы ещё пытались оказать сопротивление, но на всех участках фронт посыпался. Правый и левый фланги были окружены, сам Коэгоорн убит по время попытки позорного бегства. Это был полный разгром.

Потери сторон

Нильфгаард потерпел самое серьёзное поражение за всю войну. Практически вся армия была потеряна, Коэгоорн погиб, организованно отступить удалось лишь 5 тысячам солдат.

Северяне могли праздновать триумф, однако из-за того, что первые два этапа темерские полки подвергались жестоким ударам превосходящих сил, потери северян были так же велики и составили не менее 20 тысяч человек.

Как это могло быть

Как видно из изложенного выше, если бы не прибывшие в самый разгар битвы подкрепления, Нильфгаард одержал бы победу в этом сражении. Этот элемент чем-то напоминает битву под Замой, произошедшую между римлянами и пунийцами, когда исход боя решила вернувшаяся и ударившая в тыл пунийцам ливийская конница. Поэтому основной альтернативой для Нильфгаарда являлась тщательная разведка, сохранение резервов для отражения атаки со стороны новоприбывших частей либо отказ от битвы, отступление и накопление достаточных резервов для разгрома нордлингов.

В свою очередь Фольтест не проявил должной тактической гибкости, которую могу бы проявить, чтобы сохранить жизни своих солдат. Северяне могли не стоять на месте, сдерживая жестокие атаки Нильфгаарда, а заманить их в ловушку, намеренно отступая своим левым флангом, таким образом подставляя тыл Нильфгаардской армии для удара движущихся на подмогу подкреплений.

Рассмотрим эти альтернативы подробнее.

Разведка и сохранение резервов Нифльгаарда

-7

Самым странным решением Коэгоорна было решение о преждевременном введении в дело резервов. Обладая достаточным численным превосходством, он мог рассчитывать на победу даже без их задействования, но совершенно точно не должен был с этим торопиться. Поэтому если бы частями нильфом была проведена тщательная разведка и подходящие силы северян удалось обнаружить, то Коэгоорн, решив дать бой, должен был действовать примерно следующим образом: сконцентрировать удар на правом фланге неприятеля, не предпринимая решительных атак по центру и на левом фланге, после разгрома правого фланга, постараться зайти неприятелю в тыл, либо вынудить того перегруппироваться таким образом, чтобы приближающееся подкрепление вышло в тыл к своим же союзникам и только убедившись, что северяне начинают вводить в бой прибывшие свежие силы, пустить в ход резервы. Всё это обеспечило бы Нильфгаарду победу в сражении при Старых Жопках даже с учётом прибывших подкреплений.

Ложное отступление и удар в тыл Нильфгаарду

-8

Не проявил должного полководческого мастерства и Фольтест, который имел все шансы заманить Нильфгаард в ловушку. Поскольку нильфы не знали о приближающемся подкреплении, Фольтесту следовало сконцентрировать основные силы на своём правом фланге, окружить который было невозможно из-за располагавшихся по обеим сторонам озёрам, а остальными силами создать видимость отступления, смещаясь полукругом на юг. Это привело бы к тому, что нильфы, поверив в ложное отступление северян на левом фланге и по центру, развернулись бы свои тылы к северу, откуда их и ударили бы приближающиеся подкрепления в самый разгар битвы. Подобная стратегия не только позволила бы одержать решающую победу, но и минимизировала бы потери нордлингов.

Выводы

Сражение при Старых Жопках не являлось никаким «чудом под Бренной». Коэгоорн поторопился давать битву, северяне не слишком умело отбивали его атаки и совершенно точно потерпели бы поражение, если бы не внезапно подошедшее подкрепление. Впрочем, если бы нильфгаардцы не пустили резервы раньше времени, то даже в этом случае исход битвы мог решиться в их пользу. Вряд ли имели место подкуп и предательство, хотя халатная разведка и может быть объяснена чем-то подобным, но скорее всего это банальный человеческий фактор и самоуверенность нильфгаардцев.

Таким образом, сражение при Старых Жопках продемонстрировало многократно доказанную на поле битвы истину: наиболее эффективным является постепенный ввод имеющихся в распоряжении частей, удар свежих сил может предопределить исход битвы, всегда нужно быть готовым к организованному отступлению. Коэгоорн пренебрёг этими принципами, что в итоге и привело к поражению Нильфгаарда как в битве при Бренне, так и во всей Второй Северной войне.