И так дорогие читатели сегодня мы окунемся в мир эмоционального интеллекта, что этом такое, и почему в нем надо сейчас разбираться.
Начнем с главного. С чего все началось.
История изучения эмоционального интеллекта
Изучение эмоционального интеллекта прошло несколько этапов, каждый из которых внёс свой вклад в понимание этого понятия.
До примерно 1900 года эмоции и интеллект рассматривались обособленно. Одни учёные занимались эмоциями, другие — интеллектом, и их исследования не всегда пересекались.
После 1970 года внимание исследователей переключилось на взаимное влияние когнитивных и эмоциональных процессов. Это направление стало важным этапом в изучении эмоционального интеллекта.
Однако настоящий прорыв произошёл в период с 1990 по 1993 год, когда эмоциональный интеллект был официально признан предметом психологического исследования. Это событие открыло новые горизонты для учёных, интересующихся этой темой.
Самое раннее исследование, которое можно считать предвестником открытия эмоционального интеллекта, провёл Р. Торндайк в 1920-х годах. Его работа заложила основу для будущих исследований в этой области.
Таким образом, история изучения эмоционального интеллекта демонстрирует, как со временем менялись подходы к пониманию этого понятия. Сегодня эмоциональный интеллект является важной темой в психологии и других областях науки.
Он выделил социальный интеллект — «способность понимать других и действовать или вести себя мудро по отношению к окружающим».
Х. Гарднер выделил 7 различных форм интеллекта: пространственный, музыкальный, лингвистический, логико-математический, межличностный, внутриличностный и телесно-кинестетический.
Каждая из этих форм интеллекта важна для успешной деятельности в соответствующей сфере. Например, пространственный интеллект помогает ориентироваться в пространстве и решать задачи, связанные с геометрией и архитектурой, музыкальный — понимать и создавать музыку, лингвистический — изучать языки и литературу, логико-математический — анализировать информацию и решать математические задачи, межличностный — понимать других людей и устанавливать контакты, внутриличностный — понимать себя и свои эмоции, телесно-кинестетический — управлять своим телом и создавать произведения искусства.
Важно развивать все формы интеллекта, чтобы быть успешным и адекватным в разных сферах жизни.
Так же он предлагает критерии по которым соответствует определенная форма интеллекта.
- каждая форма интеллекта должна иметь свою систему знаков (числовых, языковых)
- должны быть получены доказательства того, что она опирается на собственную систему основных операций или функций
- необходима информация об отдельных людях, обладающих исключительным объемом данной формы интеллекта.
В 1975 г. Клод Штайнер , разработал концепцию эмоциональной грамотности и запустил программу тренинга эмоциональной грамотности.
Так же в 1980 и 1990 г. произошел расцвет эмоционального интелекта.
1985 Уэйн Пэйн- опубликовал работу A Study of Emotion: Developing Emotional Intelligence, посвящённую развитию эмоционального интеллекта.
Возникновение EQ как научного понятия
Рувен Бар-Он в своей докторской диссертации ввёл понятие эмоционального коэффициента EQ (англ. Emotional Quotient).
Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта:
● познание себя,
● навыки межличностного общения,
● способность к адаптации,
● управление стрессовыми ситуациями,
● преобладающее настроение.
Разработал опросник для измерения эмоционального интеллекта
В 1988 году вышла влиятельнейшая статья Питера Саловея и Джона Майера «Эмоциональный интеллект» фактически определившая всё современное понимание эмоционального интеллекта.
Далее мы рассмотрим как подходили к понятию эмоциональный интеллект. Модель Гоулмана и Модель Люсина.
Модель Гоулмана.
В 1995 г. Дэниелем Гоулманом была изменена и популяризирована модель эмоционального интеллекта Мейера Дж. и Сэловея. П. К выделенным ими компонентам (идентификация и выражение эмоций, регуляция эмоций, использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности) Гоулман добавил ещё несколько - энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Тем самым он соединил когнитивные способности, входившие в модель Сэловея и Мэйера, с личностными характеристиками.
Его книга вышла в 1995 г. В данный момент книга переработана и включает в себя 4 составляющих эмоционального интеллекта:
1. самосознание;
2. самоконтроль;
3. социальная чуткость;
4. управление взаимоотношениями - и 18 связанных с ними навыков.
Модель эмоционального интеллекта Люсина.
Д.В. Люсин определяет эмоциональный интеллект как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими.
Способность к пониманию эмоций означает, что человек:
● может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
● может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;
● понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.
Способность к управлению эмоциями означает, что человек:
● может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;
● может контролировать внешнее выражение эмоций;
● может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.
Так же было много сделано различных тестов, моделей.
Россия.
В нашей стране к сожалению на эту тему реально заговорили лишь в 2006 году. Публикаций на эту тему очень мало.
Наши советские ученые тоже занимались этим понятием.
Но у нас были предпосылки исследований EQ.
Свое отражение это нашло в трудах Л.С. Выготского (1896 – 1934 гг.), С.Л. Рубинштейна (1829 – 1894 гг.), А.Н. Леонтьева (1903-1979гг.), А.Р. Лурия (1902-1977гг.) , Б.В. Зейгарник (1900-1988гг.), О.К. Тихомирова (1933-2001).