Публикуем тот самый фрагмент диссертации Р. Куадже, послуживший основой сценария фильма Х. Даурова «Князь Марух».
«О существовавшем объективном состоянии действительной охраны территорий и границ уделов говорит, и следующий, бытующий до настоящего времени в среде причерноморских и кубанских адыгов исторический рассказ.
Князь Марух находился в походе. Когда он вошел в пределы чужого княжества, его встретил вооруженный воин со словами: "ты пересек границу и вошел в пределы нашего княжества и, если не повернешь обратно, я вынужден буду применить оружие".
"Кто ты такой?" - спросил тогда князь Марух. «Пограничник» ответил.
Князь Марух сказал ему, что он никогда не поворачивает назад.
Тогда «пограничник» предложил подождать, пока он доложит своему князю и тот не примет решения.
Князь княжества немедленно явился на место с вооруженным конным отрядом и, в свою очередь, предложил Маруху покинуть территорию княжества.
Последовал тот же ответ, что он не повернет головы своего коня и не покажет своей спины.
Тогда князь княжества отдал приказание арестовать нарушителя. Тут же Марух поднял руку и громко сказал, что он князь Марух, и ему не подобает быть арестованным или отдаваться в руки, что у него есть достоинство и сила.
Князь княжества, услышав это, тут же отменил свое приказание и сказал: "Тогда только зэкозау" (зэкозау - в переводе на русский язык значит дуэль).
Марух ответил согласием.
Князья стали друг против друга. Первым по праву выстрелил князь княжества и ранил князя маруха в бок. князь марух качнулся, так как у него была другая незажившая рана. Все же удержался в седле и в свою очередь выстрелил в князя княжества.
Но не попал в него. После этого он вынул из старой рани большой тампон, немного пригнулся. Оттуда вылились гнойные образования. Потом выпрямился, оторвал часть тампона, закупорил им новую рану. Кровь перестала литься. Остатками вновь закупорил старую рану и, не обращая ни на кого внимания, продолжал свой путь вперед.
Мы впервые упоминаем в научной работе этот исторический рассказ. В, нем сейчас нас интересует только та часть, которая касается охраны территории и границ феодального удела».
Как мы видим, данный рассказ является фольклорным. Та детализация с которой происходят события в фрагменте дают основание пологать, что история имеет характер народного сказания о подвиге воина.
Куадже Р. З. - Социальные отношения и их отражение в неписаном феодальном праве Адыгеи (Черкесии) ХVIII первой половины ХIX вв. 1988 г.
Во второй части нашего интервью с репатриантом из Сирии, жителем а. Панахес Республики Адыгея - Абид Мэзхар рассказал нам о том, как дружеские отношения СССР и Сирии позволяли черкесам получать книги и учебные пособия на родном языке, а также о личном туристическом визите на Родину в годы СССР и многом другом.