Найти в Дзене
Аргументы и факты – aif.ru

Только функция помощника. Россияне стали больше доверять технологиям ИИ

Оглавление
   Только функция помощника. Россияне стали больше доверять технологиям ИИ
Только функция помощника. Россияне стали больше доверять технологиям ИИ

Технологиям искусственного интеллекта (ИИ) чаще доверяет молодежь 18-24 лет, люди с высшим образованием, материально обеспеченные и более осведомленные россияне. Уровень информированности о технологиях ИИ влияет на степень доверия искусственному интеллекту: среди неосведомленных выше опасения, связанные с применением технологий ИИ. Такие выводы содержатся в социологическом исследовании «Восприятие технологий искусственного интеллекта», проведенном ВЦИОМ в партнерстве с АНО «Национальные приоритеты» среди 1,6 тысячи россиян от 18 лет в конце ноября 2022 года.

Информированность об ИИ выросла

По данным исследования, общая информированность россиян о технологиях искусственного интеллекта (ИИ) за год выросла на 6 п. п. и составила 87%. Слышали о данном понятии и могут его объяснить 36% опрошенных, еще 51% имеют поверхностное знание об этой сфере. Уверенная информированность о технологиях искусственного интеллекта выше среди мужчин (49% против 25% женщин), людей с высшим образованием (50%), молодежи 18-24 лет и 25-34 лет (52% и 45% соответственно).

Уровень доверия технологиям ИИ в целом вырос на 7 п. п. и составил 55%. Чаще технологиям ИИ доверяет молодежь 18-24 лет (75%, +6 п. п.), имеющие высшее образование (61%, +7 п. п.), материально обеспеченные (65%, +6 п. п.), а также осведомленные (57%, +1 п. п.).

Ключевые причины доверия — возможность передачи ИИ опасных для человека видов работ, объективность искусственного интеллекта (отсутствие личных интересов), а также улучшение и упрощение жизни и работы человека (32-35%). Настороженность к внедрению технологий ИИ чаще наблюдается среди женщин, старшего поколения, менее образованных респондентов, а также среди жителей малых городов и сел. Опасения чаще связаны с внедрением технологий ИИ в профессиональные сферы, что потенциально может породить конкуренцию и заменить человека искусственным интеллектом.

Когда респондентов просили сравнить ИИ с каким-то животным, то основные ассоциации были с домашними животными: 31% ассоциировали его с собакой и 12% с котом. Это показывает, что все же ИИ воспринимается как подконтрольный человеку помощник.

Использование в промышленности, науке и строительстве

Технологии искусственного интеллекта, которые еще вчера казались фантастикой, все более уверенно внедряются в различные сферы общественной жизни. Спектр применения готовых ИИ-решений включает, но не ограничивается банковским сектором, здравоохранением, образованием, транспортной отраслью. Сегодня государство и бизнес активно инвестируют в развитие современных технологий в области искусственного интеллекта. Россия — не исключение.

В России искусственный интеллект активно разрабатывают и используют в различных отраслях. Этому уделяется большое внимание как со стороны бизнеса, так и со стороны государства. Благодаря федеральному проекту «Искусственный интеллект» национального проекта «Цифровая экономика» в 2021 году началась поддержка проектов. Большое внимание уделяется также развитию кадрового потенциала — знания и компетенции в сфере ИИ на различных программах получают как школьники, так и взрослое население. Специалисты в области искусственного интеллекта востребованы сейчас, будут востребованы и в перспективе.

За последний год люди стали чаще замечать применение технологий ИИ в различных сферах жизни. Чаще всего опрошенные отмечают применение ИИ в системах видеонаблюдения и робототехнике (79% и 74% соответственно).

Наибольший уровень одобрения использования технологий ИИ респонденты высказывают относительно сфер промышленности (82%), науки (79%) и строительства (76%). Положительное отношение к технологиям ИИ: в сфере транспорта — 69%; в экономике и банковской сфере — 68%; в ЖКХ — 68%; в сфере досуга и развлечений — 66%; в сфере безопасности — 64%; в сфере здравоохранения — 64%; в сфере образования — 58%.

Каждый второй респондент проявляет интерес к сфере технологий искусственного интеллекта. Так, 52% опрошенных сказали, что хотели бы в течение ближайших 2-3 лет пройти обучение в сфере технологий ИИ. Мотивация чаще связана с расширением кругозора (34%), еще 12% желают получить квалификацию в данной сфере, а еще 6% хотели бы повысить имеющуюся квалификацию. Причем получение квалификации чаще интересно младшей молодежной группе в возрасте 18-24 лет (26%), работающему населению (17%) и имеющим высшее образование (16%).

Отводят второстепенную роль

Респонденты отводят искусственному интеллекту второстепенную роль и готовы доверить ему только функцию помощника человека в принятии решений.

Подавляющее большинство опрошенных считают, что решения в сфере безопасности с помощью искусственного интеллекта должны приниматься в интересах всего общества (80%). Более половины опрошенных полагают, что замена человека-водителя искусственным интеллектом при управлении транспортными средствами недопустима (59%). 74% респондентов склоняются к тому, что при оказании медицинских услуг допустимо использование врачом ИИ при условии, что решение принимает человек. 62% опрошенных согласны с тем, что при оказании образовательных услуг допустимо использование технологий ИИ при условии, что ИИ только помогает учителю. Каждый второй опрошенный согласен с тем, что использование технологии распознавания лиц в целях обеспечения правопорядка допустимо при условии сохранения личных данных и прав граждан на личную жизнь (57%).

В сфере государственного управления применение технологий искусственного интеллекта, по мнению респондентов, в первую очередь должно быть направлено на улучшение качества жизни граждан (60%). При этом подавляющее большинство россиян убеждены, что государство должно способствовать развитию технологии искусственного интеллекта (86%). Наиболее часто артикулируемая мера — предоставление финансовой поддержки компаниям, разрабатывающим технологии ИИ (51%).

Положительные и отрицательные последствия применения ИИ

Респонденты видят как позитивные, так и негативные последствия применения и развития технологий искусственного интеллекта.

Среди положительных эффектов: сокращение временных затрат на выполнение рутинной и однообразной работы, повышение производительности труда (по 65%), облегчение решения сложных задач и повышение комфортности жизни (по 58%), повышение уровня безопасности (57%). Самая младшая возрастная группа при этом чаще отмечает бонусы в виде более комфортной жизни: повысится комфортность жизни (71%), снизятся затраты на товары и услуги (57%), вырастет благосостояние (45%), вырастет продолжительность жизни (38%).

Среди отрицательных эффектов: риск мошеннических действий, похищение данных (62%), использование ИИ в корыстных целях (61%), отсутствие ответственных за принимаемые решения (58%), а также риск принятия ошибочных решений (54%). Причем младшая молодежная группа до 24 лет чаще беспокоится об утечке данных (71%), а взрослое трудоспособное население (потенциальный возраст родительства) чаще обеспокоено переходом образования в онлайн (43%). Самое старшее поколение чаще опасается чипирования людей (42%).

По мнению Анны Мещеряковой, генерального директора компании «Платформа Третье Мнение», наблюдения в целом подтверждают результаты опроса. «Работая с практикующими врачами и заведующими отделений, мы в "Третьем Мнении” также фиксируем закономерность: по мере повышения информированности пользователей растет и уровень доверия к технологии. Это касается всех областей применения алгоритмов компьютерного зрения: лучевой и лабораторной диагностики, офтальмологии», — рассказала она.

Мещерякова подчеркнула, что растет доверие со стороны врачей-рентгенологов, лаборантов, клиницистов и среднего медперсонала. Связано это с тем, что, соприкасаясь с ИИ-решением, врачи, по их же словам, начинают ощущать пользу и убеждаются, что оно не несет угрозы и не приводит к потере работы. «Первые эффекты, которые отметили наши партнеры и клиенты из самых разных регионов, это: высвобождение времени, уход от рутинных процедур, например визуального поиска патологий, что сберегает время и силы для оценки более сложных и спорных случаев, увеличение точности диагностики за счет встроенных в программу измерителей. В случае с системой умной видеоаналитики заведующие отмечают повышение скорости реакции медсестер с часов до секунд, возможность контроля за работой персонала», — прокомментировала она.

«Любая развивающаяся технология поначалу вызывает недоверие и не сразу становится массовой. Для того чтобы удобство и польза от нее перевесили страхи, должно пройти какое-то время. Например, десятилетие назад у людей было много опасений по поводу использования банковских карт, сейчас же безналичные платежи — основной способ совершения покупок. Искусственный интеллект — это еще один инструмент, который позволяет улучшить нашу жизнь. Он работает не сам по себе, а по заданному алгоритму с установленными критериями качества. Главное преимущество ИИ — это то, что он не подвержен влиянию внешних факторов и способен все свои ресурсы сосредоточить на одной конкретной задаче. Поэтому в обозримом будущем алгоритмы не заменят человека полностью, но автоматизируют рутинные процессы и станут основой для принятия решений», — рассказал Дмитрий Марков, генеральный директор VisionLabs.

Он подчеркнул, что повысить доверие к технологиям поможет их применение в повседневной жизни. Оплата проезда и покупок в магазинах по лицу, Face ID для разблокировки смартфона, верификации в банковских приложениях — во всех этих сервисах используется компьютерное зрение, одна из наиболее активно развивающихся ИИ-технологий. Также стоит чаще говорить о том, как работают технологии, чтобы пользователям было понятно их устройство и области использования.

Сергей Наквасин, директор Национального центра развития искусственного интеллекта при Правительстве РФ считает, что формирование доверия общества к новым технологиям является важнейшей составляющей для их имплементации во все сферы жизни. «Примечательно, что результаты исследования показывают рост уровня информированности и общественного доверия к технологиям в области искусственного интеллекта. За этот год государство и бизнес приложили значительные усилия для формирования механизмов безопасного и ответственного использования ИИ-технологий. Как раз в декабре 2022 г. в рамках общественной дискуссии, посвященной вопросам этики применения ИИ, эксперты подвели итоги и отметили существенный прогресс в развитии этического регулирования, повышении технологической грамотности населения и возникновении ценностных факторов при разработке, применении и внедрении ИИ-технологий. К настоящему моменту более 160 коммерческих, государственных и научных организаций присоединились к Кодексу этики в сфере ИИ, который призван обеспечить безопасное и комфортное использование ИИ-технологий для каждого человека», — сказал он.

Алексей Сидорюк, директор по направлению «Цифровая трансформация отраслей» АНО «Цифровая экономика», отметил, что в 2022 году было проведено широкомасштабное исследование по внедрению искусственного интеллекта в ключевых отраслях экономики. «Мы выявили большое количество отечественных решений, которые повышают рентабельность бизнеса, качество и скорость оказания медицинских услуг, помогают высококвалифицированным специалистам в принятии решений, а также снимают с них рабочую рутину, делают бизнес организаций более прогнозируемым и прозрачным. Сегодня ИИ выступает помощником человека, и чем больше полезных сценариев применения появляется на рынке, тем больше растет информированность людей и формируется доверие к новым технологиям. Несомненно, немаловажным фактором также является то, что тематика искусственного интеллекта сегодня обсуждается практически на всех крупных площадках и форумах, и наша организация не является исключением. Кстати, в этом году рабочая группа "Искусственный интеллект” в АНО "Цифровая экономика” отметила 3 года существования, и мы считаем крайне важным диалог между бизнесом, экспертами, учеными и государством по вопросам стратегического развития отрасли, нормативно-правового регулирования, мер поддержки и обсуждению потенциальных рисков технологии.

Положительно влияет на доверие граждан и то, что 150 лидирующих цифровых компаний в России уже подписали кодекс этики, в основе которого лежат гуманистические принципы», — считает он.

Георгий Зуев, основатель компании «Биорг», отечественного разработчика решений для оцифровки документов и распознавания изображений с применением технологий искусственного интеллекта (ИИ), рассказал, что с 2022 года особую роль в экономическом развитии России будут играть собственные разработки на базе технологий искусственного интеллекта (ИИ). Они помогут значительно повысить производительность труда, дадут прирост в экономике. «Неслучайно в течение года президент РФ Владимир Путин несколько раз отмечал, что ИИ-решения необходимо внедрять во все сферы жизни. ИИ не вытеснит людей с рабочих мест. Скорее, он их создаст. Система, в отличие от человека-профессионала, не умеет действовать в нестандартных ситуациях. Люди будут использовать ИИ как вспомогательный инструмент, контролируя результат его деятельности. Сотрудничество человека и машины ускоряет многие привычные нам процессы.

Так, машина в 2-4 раза быстрее человека справляется с оцифровкой документов при более высоком качестве работы. Это создает очевидное преимущество при обработке любых обращений — будь то заявка на кредит или госуслугу. Например, Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР) с помощью нашего ИИ для обработки документов повысил лояльность своих клиентов и нарастил объем выдачи ипотечных займов в 1,5 раза. Людям нравится, что их заявки стали рассматривать в 4 раза быстрее. Это реальный рыночный пример успешного внедрения ИИ-технологий.

Другой пример разбюрократизации повседневной деятельности — цифровые помощники госслужащих. Такую систему мы в 2022 году разработали для Росреестра. ИИ снизит число отказов или приостановок регистраций прав на недвижимость и постановки на кадастровый учет. "Помощник” за 2 минуты автоматически проверит комплекты документов на регистрацию сделок и в процессе формирования самих заявлений. Раньше на это уходило 20-30 минут. Граждане подадут заявление на регистрацию недвижимости за 5 минут вместо 15-20. Это важно и для государства как исполнителя: на услугу по регистрации прав на недвижимое имущество приходится 46% всех обращений по федеральным услугам, поступающих в МФЦ. Значит ли, что ИИ заменит человека-регистратора? Нет, во всяком случае, не на современном этапе развития технологий. Нестандартная ситуация способна поставить ИИ в тупик или заставить его ошибиться. Обученный профессиональный сотрудник может легко с ней справиться, используя ИИ-автоматизацию для ускорения рабочей текучки. В целом, понятно, что ИИ открывает много возможностей, однако не стоит забывать об ограничениях технологии. Даже беспилотный транспорт, в который вкладывают огромные силы и средства, до сих пор не стал чем-то реальным. Во всяком случае, не на дорогах и не на маршрутах общественного пользования. Это еще один пример того, что ИИ скорее будет помощником, а не заменой человека», — пояснил он.