Найти тему
Валаамский монастырь

Комментарии на комментарии

Крестный ход на Богоявление
Крестный ход на Богоявление

Вот и пришла очередная зима. Совсем скоро мы в который раз поменяем календарь, и, как-то отметив очередную дату счисления лет от Рождества Христова, будем готовиться к январскому созвездию великих праздников.

А пока, в связи с давним обещанием сделать материал по обзору ваших комментариев и понуждаемые необходимостью дать некие объяснения длительным паузам в публикациях, приступим к работе, как обычно, попросив помощи свыше и в полном неведении относительно конечного результата.

Минувшая осень, подобно нескольким предыдущим, в мире в целом и в стране нашей выдалась богатой на события судьбоносные, что не могло не отразиться и на монастырской жизни. Многие процессы, недавно носившие рутинный характер, вдруг стали требовать к себе повышенного внимания и напряжения усилий. Уж в который раз Божественным промыслом «всё смешалось в доме Облонских». А поскольку длительность суток осталась константой, насельникам обители, как и всем смертным, пришлось подстраиваться под привходящие обстоятельства, тщась из оных уразуметь волю Божию.

Первый редактор – послушник Александр
Первый редактор – послушник Александр

Также в силу того, что жизнь в монастырях построена по принципу большой семьи или общины, то у каждого из братии есть свой круг обязанностей – постоянных и спорадических. И возникновение непредвиденных ситуаций непременно приводит к корректировке планов и дел, в чём наши читатели и смогли убедиться по отсутствию публикаций на протяжении всей осени. Тут следует учесть и ещё один немаловажный фактор – довольно частую ротацию братии на послушаниях. И как брат, переведённый на новое послушание, справится с оным, познаётся только со временем эмпирически. И поддержание какой-то деятельности на данном канале, увы (или к счастью), не входит в число постоянных послушаний, а осуществляется на сугубо добровольной основе. Всё это следует иметь в виду нашим подписчикам и читателям, и на этом, пожалуй, вступительную часть можно и закончить.

Что же касается ваших комментариев на наши материалы, то сразу же искренне благодарим всех, кто обратил на них своё внимание и оставил отзыв. Ибо обратная связь, помимо прочего, даёт нам некое представление о том, какие процессы идут сейчас в умах и сердцах (in urbe et in orbi mundo) православных по ту сторону Ладоги.

В целом же все отзывы сразу можно поделить на две группы: критические (или «ругателей») и хвалебные (или «почитателей» – в прямом и переносном смыслах, от словосочетания «что-нибудь почитать»).

Второй редактор – монах Авель
Второй редактор – монах Авель

Начнём с наших дорогих «ругателей». Им мы благодарны в первую очередь и в гораздо большей степени, чем хвалящим нас. По многим причинам. Если критика носит конструктивный характер, указывая на наши ошибки или недостаточность знаний в каких-то областях, то как же можно не радоваться возможности исправиться? «Обличи мудрого, и он возлюбит тебя». А ещё критика (любая критика, в том числе и неконструктивная) весьма эффективно препятствует прорастать семенам тщеславия и надмения на полях наших душ. О пользе поругания можно говорить часами – тема неисчерпаемая. Всё Писание и Предание говорят о благе терпения. Терпения чего? Ясно, что не оваций и аплодисментов. Разве не нам велено подставлять другую щеку? И, наконец, если Сам Христос терпел поругания и клевету, то нам-то тем более всё это доктор прописал положено и предписано. А потому на таковые мы и не отвечаем, имея примером молчание Христово. Единственное, чего мы терпеть не станем (и имеем на это благословение Господне), – хулы на Церковь и Бога. Хотя людей таковых, конечно, жаль, ибо воистину не ведают, что творят – чего себя лишают и на что обрекают.

Ещё нередки комментарии, в которых слышится дух разочарования: мол, жаль потраченного на чтение времени. Понимаем. Чего народ (особенно не- и околоцерковный) может ждать от монахов? «Что сказать, ну что сказать, устроены так люди, желают знать, желают знать… Желают знать, что будет…» Он ждёт откровений и пророчеств – о непременно счастливом конце. Вот, дескать, надо маленько ещё потерпеть, и потом всё (особенно у меня / у нас) будет замечательно. Однако правда заключается в том, что Православие – это наука живого общения с Богом Живым. И тут не может быть жёсткой программы или сценария, как в кино, которое нужно просто просмотреть, сидя на диване, а потом вернуться к своим прежним делам. Наше бытие во времени вариативно. Для Творца Вселенной все эти варианты просты и незатейливы (что, в частности, и подразумевается под Божественным всеведением), для нас – зачастую за пределами понимания. Весьма упрощённо и иллюстративно эти отношения (как уже много раз говорено) можно описать так: «Хочешь велосипед на день рождения и к бабушке на каникулы? Хорошо, исправишь тройки за четверть по химии и алгебре – будет тебе просимое. Ну, а если не исправишь… будешь на каникулах заниматься с репетитором, и зачем тогда тебе велик? Некогда будет кататься». Разве не о таких отношениях Бога с Израилем повествует практически весь Ветхий Завет? То есть все варианты в итоге преследуют цель блага творению. Вот только благо мы зачастую понимаем… вот как-то так: «Велик и бесконечные каникулы… А все эти алгебры с химиями и прочее – сплошная мука без цели и смысла». Разве не так?

Третий редактор – монах Евлогий
Третий редактор – монах Евлогий

Теперь что касается хвалящих нас. Мы, конечно, в соответствии законом Божиим и просто по-человечески благодарим за тёплые слова и ставим «авторские лайки», но… тут же молитвенно переадресуем все эти похвалы: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу!», и прилагаем все усилия для того, чтобы поскорее забыть прочитанное. Ибо «как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу» – предупреждение, требующее к себе крайне серьёзного и внимательного отношения.

А вот что нас немало огорчает, это когда наши друзья бросаются в бой в нашу защиту от злобных и… да, зачастую ничем не обоснованных нападок, превращая ленту комментариев в поток взаимных оскорблений. Возлюбленные братья и сёстры во Христе! Не должно быть у нас такого! Даже возражать, обличать и исправлять мы должны сдержанно, в духе кротости и смирения. Иначе чем же мы отличаемся от язычников? В чём только сейчас не упрекают Церковь посторонние… Да, так было всегда, но так ли несправедливы эти упрёки? Как и во все времена, нам, называющимся христианами, надлежит внимательно следить за собой, дабы за наши немощи имя Божие не было в поношении.

Частенько в комментариях звучит мысль, что наши статьи «заставляют задуматься», иногда приходится даже по ходу чтения «гуглить». Так ведь ради этого и существует канал. И включение пары-тройки несложных загадок в тексты – вполне задуманный и осознанный приём. Этакие «камни преткновения», чтобы, скользя взглядом по тексту, ум иногда вдруг спотыкался и возникал вопрос. А, как всем хорошо известно, в грамотно сформулированном вопросе заключена большая часть верного ответа. А чтобы полученное знание не забылось, не затерялось в ежедневном потоке информации, оно должно быть получено трудом. Даже это малое усилие «погуглить» оставляет в нашей памяти «галочку», возвращая к нашим текстам, а там, как мы надеемся, и к первоисточникам, к «ключам и родникам чистейшей воды живой, текущей в жизнь вечную».

Действующий редактор – иеродиакон Герман
Действующий редактор – иеродиакон Герман

Одним из наиболее часто задаваемых вопросов является «кто автор?». Сегодня мы решили «приоткрыть тайну сию». На это мы всё время отвечаем – труды братии монастыря. И это чистая правда, вот вам истинный крест, люди добрые! Поскольку помимо основных структур обители – священноначалия, духовников и т. п., включающих в себя все послушания – данная конкретная деятельность тоже осуществляется соборно. Есть ответственный за конкретную службу, в переводе на мирской язык – редактор, который иногда и сам пишет тексты (с кем не бывает!). Есть фотографы, есть братья, считающие себя дизайнерами, и, конечно же те, кого редактору (да продлит Господь дни его!) все-таки удалось отловить и убедить написать какой-либо материал на очередную тему (которые, опять же, рождаются из братских бесед). Даже иллюстрации к статьям подбирает, как правило, отнюдь не тот, кто её написал. И что совсем уж возмутительно, авторские лайки и ответы на ваши комментарии пишут частенько разные братья, и далеко не всегда это авторы (просим нас «простить и принять»). Из чего, кстати, можно сделать заключение о степени взаимного доверия и единомыслия в братстве. А главное – ну зачем это вам, возлюбленные? Ну укажем мы под статьёй, к примеру, «иеромонах Папила» или «инок Виссарион». Вам это о чём-то скажет? Или текст зазвучит несколько иначе? Да и самим этим отцам к чему излишняя известность? Чтобы потом народ потянулся к «великому старцу» и времени совсем уж не осталось? Для единого на потребу сейчас, слава Богу, вполне хватает и священников, и духовников. А для пояснения всяких деталей и нюансов вполне доступна огромная масса литературы и православных интернет-проектов. Включая наш.

Если кто не обращал внимания, посмотрите: под нашими статьями отсутствует реклама. Это говорит о том, что у канала не подключена монетизация. Нами самими не подключена. А ещё мы ведь никогда не просили «ставить лайки, подписываться на наш канал и рекомендовать его другим». Как не просили мы и «помочь нам медью трудовой – поддержать, чтобы вы могли в дальнейшем читать интересные материалы». Почему? Во-первых, дабы «не подавать повода ищущим повода». Во-вторых, уже упомянутая анонимность и отсутствие монетизации (а значит и малейшей личной заинтересованности) позволяют нам сохранять персональную независимость от количества подписок, просмотров и тому подобного, оставаясь монахами с максимальной свободой о Господе. «Всё мне можно, не всё полезно. Всё мне можно, но ничто не должно обладать мною» – как писал Божественный апостол. Ну и наконец, это ограждает нас от нередких упрёков в желании кому-то что-то доказать, кого-то в чём-то убедить и завлечь. Чего ради? Кому как не нам знать сказанного кем-то из великих задолго до нас: «Если уж сам Господь целых три года убеждал евреев, но так и не убедил – то мы кто?»

Фотовыставка на Валааме
Фотовыставка на Валааме

Основным смыслом открытия канала на платформе «Дзен» было простым и понятным языком рассказать: «Православие – это о чём вообще?». Популяризация? Отнюдь. Ведь за более чем двухтысячелетнюю историю только Новозаветной Церкви накоплен колоссальный опыт. Наработаны просто фантастические технологии в области макрокосмоса – внутреннего мира человека. И сориентироваться в этом колоссальном объёме нашим современникам в условиях небывалого в истории информационного потопа – задача не из лёгких. Даже в монастырях, где всё больше послушаний требуют серьёзных профессиональных навыков, сокращая время и силы для единого на потребу. Что же говорить о наших единоверцах в миру? Лишь воздыхать «с любовью и болью о современном человеке» (Паисий Святогорец). Как нам кажется, ответ на этот вызов нашего времени в извечной борьбе за умы и сердца – краткость и простота. Просто о сложном – вот в чём мы видим свою миссию.

Таким образом, используя нашу недавнюю публикацию о знаках и символах, символом своего канала мы бы выбрали дорожный указатель или маяк. Наша цель – привлечь внимание и указать направление. Наша задача – вытащить хоть кого-нибудь из этих интернетных хлябей и пробудить жажду познания истины и интереса к серьёзной тематике (включая сюда и историю, и философию). А посему и не стоит у нас искать каких-то особых глубин, пророчеств и откровений, а главное – не стоит привязываться к каналу. Это скорее справочник, или, повторимся, дорожный указатель.

А вот, пожалуй, единственное, что нас волнует крайне, – мнение Вседержителя о наших неуклюжих стараниях во имя и славу Его. В силу чего мы, прямо как верные ленинцы, пытаемся держаться принципа – лучше меньше, да лучше. А потому скачок просмотров и подписок после статьи о Дарье Дугиной нас огорчил весьма. Это получилось нечаянно и неожиданно для нас. Очень постараемся такого не повторять. Да, сие крайне непросто. С одной стороны – всё-таки учитывать текущие проблемы и контекст жизни наших единоверцев, а с другой стороны – удержаться от скатывания на «злобу дня» и всякого рода резонансные события, пополняя бесконечные ряды однообразных «смей». Неважно, сколько нас прочитают, – лишь бы на пользу читающим и Церкви. Да, и как нас учит сама Церковь, «мед обрет, яждь умеренно, да не како пресыщен изблюеши». Это относится, в том числе, и к Божественным словесам. Ибо, как прорекла сама Истина, слово Божие – семя, и ему требуется время, чтобы прорасти. Что тоже позволяет нам не увлекаться сочинительством, да и если уж совсем честно, то, перефразируя фольклорное – «Чингачгук не писатель, Чингачгук читатель».

Освящение помещения информационного отдела
Освящение помещения информационного отдела

Впрочем, толика личной заинтересованности у нас всё-таки присутствует. Иногда встречаются отзывы, которые с великим благоговением мысленно кладёшь в «свою ячейку небесного банка» на «чёрный день» как «честно выпрошенное подаяние». Именно такие комментарии весьма стимулируют нас временами «отложить телегу неотложных дел» и сесть за эту «анафему» – компьютер, ибо… ради этого, собственно, и трудимся:

«Спаси Господи! Сердечная боль, конечно же, не пройдет по мановению руки. Но от ваших слов немного легче».

«Благодарю Вас за статью.Всё так. Ещё больше осознаю после прочтения Вашего труда здесь.Пережито. Испытано. И больше понимаешь то, о чём сейчас прочитано. Господь в ночь перед сном (накануне утра) дал знаний перед утренним ударом то, о чём Вы здесь написали.Утром, получив известие о кончине своего взрослого дитя, поняла важное, а главное заботу Господа Бога. Тогда, в ночь, было прочитано мной, что жизнь отнимается у человека в самый спасительный момент для неё… Великая поддержка была дана Господом. Господь в испытании являл милости. С Господом и выдержала это испытание. Слава Господу Богу Великому и Милостивому за всё».

«Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою» (Пс. 140:2)
«Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою» (Пс. 140:2)

Тут и добавить-то нечего, да и не нужно, кроме как: Аминь!

Ну а всем нашим «почитателям» в эти предпраздничные дни от всего сердца желаем: ищущим Бога – обрести, нашедшим – довериться, поверившим – возлюбить, и всем нам получить свыше дар слышать то, что Он говорит нам, и хотя бы ненамного, но лучше понимать Его Божественные воления. А главное, помнить: Христос – ответ на все вопросы.