Перед Новым годом и Рождеством я стараюсь рассказывать своим читателям тематические истории. Среди них попадаются просто удивительные! Как эта, например, про капитана по прозвищу Санта, его верную жену и корабль-призрак. Сказки? Нет! Это реальная история, которая произошла в штате Висконсин 23 ноября 1912 года.
Капитана Германа Шенеманна многие знали как Капитана Санту, потому что уже 20 лет он перевозил рождественские елки. Он грузил их на Верхнем полуострове Мичигана и вез в Чикаго на трехмачтовой шхуне "Роуз Симмонс", построенной в Милуоки в 1868 году. Конечно, елки судно перевозило только в ноябре, а в остальное время - пиломатериалы, на которые был большой спрос, и экзотические растения.
Елочный бизнес был совсем не прибыльным, но Генри Шенеманн и его жена Барбара очень гордились тем, что 20 лет жители Чикаго ждали именно их корабль. Было еще несколько перевозчиков, но лишь Генри за его доброту и щедрость по отношению к неимущим жители единодушно звали "Капитаном Сантой", а его корабль - "Рождественской елкой". Никто и предположить не мог, что предновогодний рейс 1912 года станет для них последним.
Знаки беды
Мне бы очень хотелось сказать, что в тот раз все было, как обычно, но из обычного, пожалуй, было только то, что "Роуз Симмонс" загрузили елками. А в остальном обстоятельства словно препятствовали морякам. Я вот думаю, может не зря в их профессиональной среде так много суеверий? Возможно, это даже и не суеверия, а результат наблюдений за природой и опыт, который бережно хранится и передается среди моряков? Судите сами.
1. Крысы покидали корабль. "Роуз Симмонс" еще стояла в Чикагской гавани и только собиралась плыть в Северный лес, а экипаж уже заметил, что его покидают крысы, а это ооочень плохая примета! И дело не только в том, что умные зверьки первыми находят малейшую течь в корпусе судна, но и в том, что они наделены каким-то сверхчутьем и уходят, если быть беде...
2. Когда посчитали членов экипажа, выяснилось, что их 13. Вот и второй плохой знак. Многие скажут, что для них это, напротив, счастливое число, но не для моряков.
3. Дочка второго капитана и совладельца "Роуз Симмонс" Чарльза Нельсона Алвида вела себя странно. В этот раз обычно спокойная девочка рыдала и умоляла отца не уезжать. Тогда, чтобы успокоить родных, два капитана - Шеннеман и Нельсон -поклялись, что это будет их последняя поездка за рождественскими елками. Мужчины сдержали свое слово...
4. У Шенеманна было нехорошее предчувствие. Он знал, как опасно озеро Мичиган зимой, какие убийственные штормы случаются на нем. Один из них унес в могилу его брата Августа во время рождественского рейса 1898 года...
5. В порту Мичигана стало ясно, что корабль перегружен: на палубе и в трюме было около 5 000 деревьев - это очень много для "Роуз Симмонс! Но Шенеманн стремился поскорее привезти Рождество во все дома Чикаго и проигнорировал этот факт, хотя знал, что устойчивость корабля под угрозой.
6. В обратный путь предстояло отправиться в пятницу. Никогда моряки не отправлялись в путешествие в этот день недели! Нужно было хотя бы дождаться полуночи и выйти в начале первого часа следующего дня, но капитаны не желали терять времени из-за надвигающегося шторма и настояли на выходе из порта в пятницу!
Год без Рождества
С учетом всех плохих примет несколько членов команды отказались плыть обратно и вернулись домой на поезде. Это впоследствии спасло им жизнь. Но капитан Шенеманн был так добр, что предложил вернуться домой к празднику на своей шхуне лесорубам, и многие согласились. По мнению исследователей, их могло быть от 16 до 33 человек. Все они также погибли.
Как ни спешили моряки, уйти от шторма им не удалось. Их настиг ураган, который вошел в историю как "Великий шторм 1912 года", самый сильный за целое десятилетие! Ветер от 100 до 130 км в час трепал корабль, забрасывая его снегом и льдом.
Казалось, что помощь может прийти со спасательной станции в Кьюони, откуда "Роуз Симмонс" с приспущенным флагом - сигналом о бедствии - заметили и выслали спасательную команду, но та быстро потеряла корабль из вида.
Высылала спасательную лодку и станция Ту- Риверс, но тоже не нашли рождественский корабль с ёлками в штормовом мраке.
Еще была надежда, что шхуна смогла зайти в безопасную гавань, но с каждым днем становилось яснее, что Капитан Санта вместе со своим кораблем погиб, как и множество других судов, которых унес тот страшный шторм...
Местные газеты окрестили это время "годом без Рождества"...
Привет от Капитана Санты
Вскоре на побережье Висконсина стали появляться выброшенные из воды на берег елки. Жители этих районов собирали их и устанавливали в своих домах, говоря, что "Капитан Санта продолжает выполнять свою работу". Когда же на берег стало выбрасывать уже покоричневевшие от воды деревья, из них начали изготавливать рождественские игрушки.
А потом на берегу нашли послание от капитана Нельсона. Оно было вложено в бутылку, закупоренную куском сосны: "Пятница... Всем до свидания. Я думаю, мы закончили. Да поможет нам Бог". Еще он сообщал, что двух членов экипажа уже смыло за борт волной, как и спасательную шлюпку с палубы...
Через 12 лет рыбаки вытащили из воды непромокаемый бумажник "Капитана Санты" Шеннемана и передали его семье. По иронии судьбы лодка, на которой плыли эти рыбаки, называлась "Северный олень".
Эпилог
59 лет никто не знал, что случилось в кораблем, но в 1971 году дайвер по имени Кент Беллричард нашел останки "Роуз Симмонс". Сомнений не было - кораблекрушение было стремительным и страшным. Кораблю глубоко зарылся носом в подводный грунт. Но больше всего дайвера поразило, что трюм все еще был полон елок, на некоторых даже сохранились иголки, словно дух Рождества так и не покинул шхуну Капитана Санты...
Семья Германа Шенеманна осталась верна традиции: вплоть до 1934 года жена Барбара и дочери капитана продолжали доставлять елки к Рождеству, правда, они стали пользоваться для этих целей железной дорогой.
В 1933 году Барбара Шенеманн скончалась и была погребена в Иллинойсе, на кладбище Акация-Парк. На надгробии есть и имя ее супруга, но для него этот памятник скорее кенотаф, ведь истинное место упокоения для отважного моряка - там, где его корабль. А вот рядом с могилой Барбары многие посетители отмечают необычное явление - от нее исходит сильный запах сосны...
Говорят, ранним рождественским утром, выйдя на мыс в Роули-Пойнт, вы можете увидеть призрачный корабль с тремя мачтами. Это "Роуз Симмонс" - "корабль Рождества"- следует своим вечным маршрутом к тем, кто ждет новогодние елки.
В 1999 году береговая охрана США возродила традицию рождественских кораблей, и каждый год ее самое большое судно "Макино" привозит больше тысячи елок на Военно-Морской пирс для нуждающихся семей.