Найти тему
Истории от историка

Повседневная жизнь славян в раннем Средневековье

Давайте посмотрим,‏ на каком этапе общественно-экономического развития‏ стояли славяне‏ перед‏ тем, как приступить к заселению Центральной, Южной и‏ Восточной Европы.

Начиная‏ с‏ VI в.‏ славяне сделались основным военным противником‏ Византии, что‏ заставило‏ византийских‏ писателей обратить‏ на них самое‏ пристальное внимание.‏ С‏ этого времени‏ славяне как бы обретают историю‏ (разумеется, историю‏ «письменную»),‏ или,‏ скорее, она даруется им‏ — в‏ результате их‏ соприкосновения‏ с‏ цивилизованным миром, и‏ затем, в течение‏ нескольких столетий,‏ —‏ лишь по‏ мере взаимодействия‏ с этим миром.

Наиболее подробное этнографическое‏ описание‏ славян‏ содержится в‏ давно уже‏ ставших хрестоматийными‏ фрагментах‏ сочинений императора‏ Маврикия и Прокопия Кесарийского.

Византийские писатели,‏ хотя и‏ знают‏ о племенном многообразии славянства, но всё же говорят‏ о славянах‏ как‏ о едином‏ народе. Это соответствует современным историческим‏ знаниям о‏ наших‏ предках.‏ Весь древний‏ период существования славянства‏ — с‏ III‏ тысячелетия до‏ н.э. и по конец I‏ тысячелетия н.э.‏ —‏ историки‏ называют эпохой общеславянского единства.‏ Имеется в‏ виду, что‏ все‏ славянские‏ племена выступали тогда‏ единой этнографической массой,‏ с более‏ или‏ менее общим‏ для всех‏ языком, культурой, мифологией, религией, социальной‏ организацией‏ и‏ т. д.‏ Поэтому сведения,‏ сообщаемые Маврикием‏ и‏ Прокопием, в‏ полной мере приложимы и к‏ тем славянским‏ племенам,‏ которые несколько позже заселили территорию нашей страны.

Оба византийских‏ писателя отмечают‏ подлинно‏ варварскую неприхотливость‏ быта славянских племён. «Жалкие хижины»,‏ расположенные далеко‏ одна‏ от‏ другой, в‏ труднопроходимых местах среди‏ лесов, рек,‏ болот‏ и озёр,‏ — таковы, по их словам,‏ славянские поселения.‏ Византийцы,‏ наследники‏ эллинистической культуры, привыкли к‏ проживанию в‏ относительной тесноте‏ и‏ видели‏ в ней некую‏ норму, поэтому разбросанные‏ усадьбы, дворы‏ и‏ прочие поселения‏ славян особенно‏ бросались им в глаза. Причину‏ непритязательного‏ отношения‏ славян к‏ своим жилищам,‏ которые они‏ легко‏ покидают, часто‏ передвигаясь с места на место,‏ Маврикий усматривал‏ в‏ том, что славяне постоянно подвергаются нападениям соседних народов:‏ опасность, говорит‏ он,‏ заставляет их‏ устраивать с разных сторон много‏ выходов из‏ своих‏ поселений,‏ а также‏ зарывать все ценные‏ вещи в‏ тайники.‏ Археология, в‏ общем, подтверждает эти сведения. Среди‏ находок того‏ времени‏ на‏ территории от Нижнего Дуная‏ до реки‏ Донец встречаются‏ украшения‏ из‏ бронзы, серебра и‏ золота, как местного‏ происхождения, так‏ и‏ греческие, добытые‏ путём торговли‏ или грабежа.

Это несоответствие между сокровищами,‏ находящимися‏ в‏ земле, и‏ жалкой бедностью‏ славянского быта‏ наводит‏ на мысль‏ о неэкономическом использовании славянами захваченных‏ богатств. Для‏ варварских‏ народов Европы клад имел прежде всего сакральную ценность‏ — стоит‏ вспомнить‏ хотя бы‏ наследственные сокровища Нибелунгов, утопленные в‏ Рейне. Часто‏ встречающееся‏ расположение‏ клада в‏ центре погребальных курганов‏ или поселений,‏ то‏ есть на‏ явно сакральной территории, применение бересты‏ в качестве‏ обёрточного‏ материала‏ не только для гробов‏ и тел‏ покойников, но‏ и‏ для‏ сокровищ делают очевидными‏ религиозные мотивы сокрытия‏ кладов. Возможно,‏ закапывание‏ кладов в‏ виде жертвоприношений‏ было частью культа земли, широко‏ распространённого‏ среди‏ славянских племён.

Вообще‏ отношение к‏ богатству в‏ древних‏ обществах существенно‏ отличалось от нынешнего. Обладание богатством‏ было важно‏ прежде‏ всего в социально-политическом, религиозном и даже этическом смысле.‏ Богатство выступало‏ в‏ качестве, так‏ сказать, нематериальной ценности. Не случайно‏ слова «бог»‏ и‏ «богатство»,‏ оба старославянские,‏ обнаруживают корневую связь,‏ восходящую к‏ индоевропейской‏ общности. В‏ золоте и серебре воплощались сила,‏ счастье, благополучие‏ —‏ именно‏ это в первую очередь‏ и придавало‏ ценность благородному‏ металлу.‏ Удача‏ (военная, торговая) приносила‏ богатство, которое, в‏ свою очередь,‏ олицетворяло‏ и сулило‏ успех и‏ преуспеяние его обладателю в будущем.‏ Главным‏ стремлением‏ было иметь‏ богатство, накапливать,‏ а не‏ тратить‏ его, так‏ как оно аккумулировало в себе‏ социальный успех‏ его‏ владельца и выражало благосклонное отношение к нему богов.‏ Поэтому его‏ необходимо‏ было скрыть,‏ спрятать, то есть сделать своим‏ навечно, чтобы‏ обеспечить‏ процветание‏ себе и‏ своему роду. Таковы‏ сакральные истоки‏ скупости.

Отсюда‏ понятно, что‏ в древности богатство не было‏ напрямую связано‏ с‏ отношениями‏ социального неравенства. Если сокровища‏ и накапливались‏ изначально в‏ руках‏ вождей,‏ то формально принадлежали‏ они всё-таки племенному‏ коллективу в‏ целом,‏ чьим олицетворением‏ и являлся‏ вождь. Но, разумеется, близость вождя‏ к‏ накопленным‏ богатствам, которыми‏ род или‏ племя определяли‏ степень‏ своего благосостояния,‏ благоволения к ним высших сил‏ и своё‏ положение‏ среди других родов и племён, постепенно усиливала его‏ социальный престиж‏ и‏ власть. В‏ хозяйственном же укладе племени или‏ рода, равно‏ как‏ и‏ в социально-экономических‏ отношениях между их‏ членами, богатство‏ длительное‏ время не‏ играло существенной роли. Богатый человек‏ не имел‏ никаких‏ преимущественных‏ прав перед своими более‏ бедными сородичами‏ и соплеменниками.‏ При‏ господстве‏ во внутренних экономических‏ отношениях меновой торговли‏ деньги расходовались‏ от‏ случая к‏ случаю, главным‏ образом в сношениях племени с‏ внешним‏ миром‏ и опять-таки‏ отнюдь не‏ в производительных‏ целях.‏ Пожертвования в‏ языческие святилища, покупка хорошего оружия,‏ выкуп своих‏ пленённых‏ сородичей, обеспечение военных операций — например, плата за‏ переправу через‏ реку,‏ за передвижение‏ по нейтральной территории или приобретение‏ посредством подарков‏ союзнических‏ отношений,‏ одаривание своих‏ отличившихся дружинников или‏ ополченцев —‏ вот‏ главные статьи‏ расходов в бюджете любого варварского‏ племени той‏ эпохи.

-2

Частая‏ смена‏ славянами мест поселений также‏ была обусловлена‏ не столько‏ угрозой‏ вражеских‏ нападений, сколько условиями‏ хозяйствования, в частности‏ истощением пахотных‏ земель.‏ Понятие «частая‏ смена», впрочем,‏ нуждается в уточнении: согласно археологическим‏ данным,‏ славянские‏ посёлки существовали‏ на одном‏ месте зачастую‏ десятилетиями,‏ и жители‏ покидали их, вероятно, только в‏ силу чрезвычайных‏ обстоятельств.‏ Привязанность к земле не противоречила высокой мобильности славянского‏ населения, ведь‏ эта‏ мобильность во‏ многом объяснялась именно желанием завладеть‏ более плодородными‏ землями.‏ На‏ вновь колонизованных‏ землях славяне сразу‏ показали приверженность‏ к‏ освоению прогрессивных‏ форм земледелия. Наряду с последним,‏ чрезвычайно важную‏ роль‏ в‏ хозяйственном укладе играло скотоводство.‏ Описывая обыкновенный‏ вид славянских‏ поселений,‏ Маврикий‏ пишет о «множестве‏ разнообразного скота и‏ злаков, сложенных‏ в‏ скирды, в‏ особенности проса‏ и полбы». При всём том‏ нужно‏ учитывать,‏ что древний‏ славянин менее‏ всего проявлял‏ тягу‏ к тому,‏ чтобы стать крестьянином. Каждый мужчина‏ был прежде‏ всего‏ воином и лишь потом земледельцем и пастухом.

Политическую и‏ социальную организацию‏ славянских‏ племён Прокопий‏ называет народовластием. В отличие от‏ него Маврикий‏ полагает,‏ что‏ славяне пребывают‏ в состоянии анархии‏ и взаимной‏ вражды,‏ не зная‏ порядка и власти, добавляя, что‏ у славян‏ есть‏ множество‏ вождей, которые обыкновенно живут‏ в несогласии‏ друг с‏ другом.‏ Всё‏ это типично для‏ родоплеменной организации общества.‏ Но замечание‏ Маврикия‏ об «анархии»‏ следует понимать‏ в том смысле, что у‏ славян‏ не‏ было единодержавия,‏ подобного императорской‏ власти, которая‏ для‏ византийских писателей‏ являла единственный образец подлинно легитимной‏ власти.

Политический‏ статус‏ славянских «вождей» и размеры их власти остаются для‏ нас неясными.‏ Менандр‏ Протектор, говоря‏ о предводителях славян, употребляет термин‏ «архонты», который‏ вообще‏ прилагался‏ византийскими писателями‏ к независимым правителям‏ (князьям) варварских‏ племен‏ и племенных‏ объединений, но из его дальнейших‏ слов можно‏ сделать‏ вывод‏ о существовании среди славянских‏ вождей определенной‏ иерархии. Уже‏ знакомый‏ нам‏ рассказ Иордана о‏ казни славянского «короля»‏ Боза и‏ семидесяти‏ старейшин подтверждает‏ это и‏ вместе с тем свидетельствует о‏ высоком‏ внутриплемённом‏ авторитете славянских‏ вождей, так‏ как расправа‏ над‏ верхушкой славян‏ прекратила их сопротивление готам. Этот‏ эпизод сравним‏ с‏ рассказом Тацита о том, как знатный германец Сегест‏ советовал римскому‏ полководцу‏ Вару заключить‏ в оковы вождей германского племени‏ херусков. «Простой‏ народ,‏ —‏ уверял он,‏ — ни на‏ что не‏ осмелится,‏ если будут‏ изъяты его предводители».

Племенной знати, следовательно,‏ уже принадлежала‏ ведущая‏ роль‏ в управлении. Хотя, по‏ замечанию Прокопия,‏ все дела‏ решались‏ у‏ славян сообща, введённый‏ Ф. Энгельсом термин‏ «военная демократия»,‏ строго‏ говоря, неприемлем‏ для определения‏ общественного строя варваров. «Демократическая» стадия‏ развития‏ доисторических‏ обществ —‏ не более‏ чем иллюзия.‏ В‏ варварских коллективах‏ власть изначально носила аристократический характер,‏ то есть‏ предполагала‏ высокое личное значение вождя, исправлявшего высшие военные, судебные‏ и жреческие‏ функции,‏ которые постепенно‏ закреплялись за одним, «царским» родом.‏ Под «демократизмом»‏ властных‏ отношений‏ у варваров,‏ таким образом, следует‏ понимать только‏ непринудительный,‏ добровольный характер‏ связи знати и рядовых членов‏ племени.

Славянское общество‏ было‏ по‏ преимуществу обществом свободных сородичей.‏ Однако в‏ нём уже‏ существовал‏ институт‏ рабства. Рабами были‏ пленники — мужчины,‏ женщины и‏ дети,‏ захваченные в‏ чужих землях‏ во время военных походов. В‏ VI‏ столетии,‏ по сведениям‏ византийских авторов,‏ их количество‏ исчислялось‏ уже десятками‏ тысяч. Правда, рабство не было‏ пожизненным. По‏ истечении‏ некоторого, точно установленного срока пленным предоставлялось на их‏ усмотрение –‏ вернуться‏ домой за‏ известный выкуп или остаться среди‏ их бывших‏ хозяев‏ в‏ качестве «свободных‏ людей и друзей».‏ Это показание‏ Маврикия‏ находит соответствие‏ в древнерусском фольклоре. В былине‏ о Чуриле‏ Плёнковиче‏ говорится,‏ как этот богатырь попал‏ в услужение‏ к князю‏ Владимиру,‏ фактически‏ став его домашним‏ рабом. Затем, по‏ прошествии некоторого‏ времени,‏ Владимир даровал‏ Чуриле свободу‏ в следующих словах:

Да больше‏ в‏ дом‏ ты мне‏ не надобно.‏

Да хоша‏ в‏ Киеве живи,‏ да хоть домой поди.

Возможно, такова‏ и была‏ официальная‏ формула освобождения из рабства.

Религиозные представления славян обрисованы Прокопием‏ в следующих‏ словах:‏ «...они считают,‏ что один из богов —‏ создатель молнии‏ —‏ именно‏ он есть‏ единый владыка всего,‏ и ему‏ приносят‏ в жертву‏ быков и всяких жертвенных животных.‏ Предопределения же‏ они‏ не‏ знают и вообще не‏ признают, что‏ оно имеет‏ какое-то‏ значение,‏ по крайней мере,‏ в отношении людей,‏ но, когда‏ смерть‏ уже у‏ них в‏ ногах, охвачены ли они болезнью‏ или‏ выступают‏ на войну,‏ они дают‏ обет, если‏ избегнут‏ её, сейчас‏ же совершить богу жертву за‏ свою жизнь;‏ а‏ избежав смерти, жертвуют, что пообещали, и думают, что‏ этой-то жертвой‏ купили‏ себе спасение.‏ Однако почитают они и реки,‏ и нимф,‏ и‏ некоторые‏ иные божества‏ и приносят жертвы‏ также и‏ им‏ всем, и‏ при этих-то жертвах совершают гадания».‏

Насколько можно‏ судить‏ по‏ археологическим находкам, славянский религиозно-обрядовый‏ комплекс верований‏ и обрядов‏ включал‏ в‏ себя культ предков,‏ аграрный и скотоводческий‏ культы, а‏ также‏ культ домашнего‏ очага. Но‏ в целом наши знания о‏ язычестве‏ славян‏ в ту‏ эпоху чрезвычайно‏ скудны, поэтому‏ дополнить‏ сообщение Прокопия‏ практически нечем. Можно лишь уточнить,‏ что под‏ богом-громовержцем‏ подразумевается отнюдь не Перун, который, скорее всего, не‏ был общеславянским‏ божеством‏ и никогда‏ не почитался в качестве «единого‏ владыки всего».‏ Прямую‏ параллель‏ к сообщению‏ Прокопия содержит показание‏ немецкого хрониста‏ XII‏ в. Гельмольда,‏ который, говоря о балтийских славянах,‏ отметил, что‏ «среди‏ многообразных‏ божеств... они признают и‏ единого бога,‏ господствующего над‏ другими‏ в‏ небесах», и что‏ «они от крови‏ его происходят,‏ и‏ каждый из‏ них тем‏ важнее, чем ближе он стоит‏ к‏ этому‏ виду богов».‏ Далее Гельмольд‏ называет и‏ имя‏ этого бога:‏ «Среди множества славянских божеств главным‏ является Святовит…‏ Рядом‏ с ним всех остальных они [славяне] как бы‏ полубогами почитают».‏

«Нимфы»‏ — это,‏ вероятно, русалки, или вилы.

Славяне, по‏ словам Прокопия,‏ —‏ это‏ высокие и‏ сильные люди, «телом‏ же и‏ волосами‏ не слишком‏ светлые и не рыжие, отнюдь‏ не склоняются‏ и‏ к‏ черноте, но все они‏ чуть красноватые»,‏ то есть‏ русые.‏ Обыкновенной‏ одеждой славянских мужчин‏ была длинная рубаха‏ и плащ,‏ но‏ многие, как‏ пишет Прокопий,‏ не имея ни того, ни‏ другого,‏ довольствовались‏ одними штанами;‏ при этом‏ «они постоянно‏ покрыты‏ грязью».

Эти рослые,‏ красивые, хотя не совсем опрятные‏ люди любили‏ весело‏ пожить, попировать и отличались замечательной музыкальностью. У Феофилакта‏ Симокатты (ум.‏ после‏ 628 г.)‏ находим идиллический рассказ о захваченных‏ ромеями трёх‏ славянах.‏ При‏ них не‏ имелось никакого оружия‏ и вообще‏ «ничего‏ железного», одни‏ только «кифары», как возвышенно именует‏ хронист славянские‏ гусли.‏ Будучи‏ отведены к императору, они,‏ в ответ‏ на его‏ расспросы,‏ рассказали,‏ что «их страна‏ не знает железа,‏ что делает‏ их‏ жизнь мирной‏ и невозмутимой;‏ они играют на лирах, не‏ знакомые‏ с‏ пением труб.‏ Ведь тем,‏ кто о‏ войне‏ и не‏ слыхивал, естественно, как они говорили,‏ заниматься безыскусными‏ мусическими‏ упражнениями». Написанный как будто пером Руссо, этот рассказ‏ отражает скорее‏ предрассудки‏ цивилизованного человека‏ относительно простоты и «естественности» жизни‏ «дикарей», чем‏ подлинные‏ условия‏ жизни славянских‏ племён; но он,‏ безусловно, интересен‏ как‏ свидетельство музыкальных‏ талантов наших предков.

Маврикий, кроме‏ того, отмечает‏ свойственные‏ славянам‏ добродушие и гостеприимство. Славянские‏ женщины, по‏ его словам,‏ «целомудренны‏ сверх‏ всякой человеческой природы,‏ так что многие‏ из них‏ кончину‏ своих мужей‏ почитают собственной‏ смертью и добровольно удушают себя,‏ не‏ считая‏ жизнью существование‏ во вдовстве».‏ Подобный обычай‏ у‏ славян VI‏ в. археологически неизвестен. Англосаксонский миссионер‏ VII в.‏ Бонифаций‏ сообщает ещё об обычае самосожжения вдовы на костре‏ умершего мужа,‏ распространённом‏ у балтийских‏ славян. И действительно, останки молодой‏ женщины, сожжённой‏ на‏ погребальном‏ костре её‏ мужа-воина, были обнаружены‏ археологами в‏ одном‏ из захоронений‏ VII—VIII вв. в Прютцке близ‏ Бранденбурга и‏ во‏ многих‏ парных погребениях, относящихся к‏ X столетию.

-3

О‏ боевых качествах‏ славян‏ и‏ постановке у них‏ военного дела Прокопий‏ и Маврикий,‏ оба‏ профессиональные военные,‏ отзываются без‏ тени пренебрежения. Исключительно свободолюбивые, славяне‏ «никоим‏ образом‏ не склонны‏ ни стать‏ рабами, ни‏ повиноваться,‏ особенно в‏ собственной земле». Всё взрослое мужское‏ население было‏ воинами;‏ сражались в основном пешими, лошадей использовала, вероятно, только‏ племенная знать‏ —‏ князья и‏ старейшины, так как конь считался‏ священным животным.‏ «Каждый‏ мужчина,‏ — пишет‏ Маврикий, — вооружён‏ двумя небольшими‏ копьями,‏ а некоторые‏ из них и щитами, крепкими,‏ но труднопереносимыми.‏ Пользуются‏ они‏ также деревянными луками и‏ небольшими стрелами,‏ намазанными отравляющим‏ веществом,‏ которое‏ оказывает действие, если‏ поражённый им заранее‏ не намазался‏ соком‏ териака или‏ другими средствами,‏ известными врачебным наукам, либо если‏ тотчас‏ не‏ вырезал рану,‏ чтобы отрава‏ не распространилась‏ на‏ все тело».‏ Действительно, наконечники копий, дротиков, стрел‏ преобладают среди‏ археологических‏ находок того времени, относящихся к славянскому вооружению.

Не зная‏ правильного боевого‏ порядка,‏ славяне предпочитали‏ совершать нападения на своих врагов‏ в «местах‏ лесистых,‏ узких‏ и обрывистых»,‏ причём, как предупреждает‏ Маврикий, они‏ были‏ неистощимы на‏ военные хитрости, «ночью и днём‏ выдумывая многочисленные‏ уловки».‏ Засады‏ и внезапные нападения были‏ их излюбленными‏ тактическими приёмами.‏ На‏ открытых‏ местах они редко‏ принимали сражение. Если‏ же такое‏ случалось,‏ то славяне‏ с криком‏ (другой писатель говорит о «волчьем‏ вое»)‏ всем‏ скопом устремлялись‏ на врага.‏ Дальнейшее зависело‏ от‏ случая: «И‏ если неприятели поддаются их крику,‏ славяне стремительно‏ нападают;‏ если же нет, прекращают крик и, не стремясь‏ испытать в‏ рукопашной‏ силу своих‏ врагов, убегают в леса, имея‏ там большое‏ преимущество,‏ поскольку‏ умеют сражаться‏ подобающим образом в‏ теснинах».

Неистовство варваров,‏ проявляемое‏ ими в‏ бою, вообще поражало людей античной‏ культуры, «порождая‏ великий‏ ужас».‏ Изматывающий душу, вызывающий оцепенение‏ боевой клич‏ непременно присутствует‏ в‏ античных‏ описаниях сражающихся варваров.‏ Характерны следующие строки‏ Аммиана Марцеллина,‏ повествующего‏ о битве‏ под Адрианополем‏ в 378 г. между готами‏ и‏ римлянами:‏ «Можно было‏ видеть варвара,‏ преисполненного ярости,‏ со‏ щеками, сведёнными‏ судорогой от пронзительного вопля, с‏ подсечёнными коленными‏ сухожилиями,‏ или с отрубленной правой рукой, либо с растерзанным‏ боком, находящегося‏ уже‏ на самой‏ грани смерти и всё ещё‏ с угрозой‏ вращающего‏ свирепыми‏ глазами».

Для славянского‏ войска не существовало‏ водных преград.‏ Привыкнув‏ селиться по‏ руслам рек, славяне легко переправлялись‏ через них‏ в‏ случае‏ необходимости и в этом‏ искусстве, по‏ мнению Маврикия,‏ не‏ имели‏ себе равных. Реки‏ и озера служили‏ также убежищем‏ для‏ мирного населения,‏ женщин, стариков‏ и детей, внезапно застигнутых опасностью.‏ В‏ этом‏ случае они‏ погружались глубоко‏ в воду,‏ держа‏ во рту‏ длинные тростинки, и так, «лёжа‏ навзничь на‏ глубине,‏ они дышат через них и выдерживают много часов,‏ так что‏ не‏ возникает на‏ их счёт никакого подозрения». Только‏ опытные византийские‏ воины‏ могли‏ распознать ложную‏ тростинку «по срезу‏ и положению»,‏ и‏ тогда спрятавшимся‏ приходилось плохо. Обнаружив их, ромеи‏ сильным ударом‏ по‏ тростинке‏ пронзали сидящим в воде‏ глотки или,‏ выдернув тростинки,‏ вынуждали‏ людей‏ вынырнуть из воды.

Достигнутый‏ славянами к VI‏ в. культурный‏ уровень‏ сохранялся почти‏ неизменным на‏ протяжении всего периода славянской колонизации‏ Европы;‏ из‏ всех известных‏ им искусств‏ и ремёсел‏ одному‏ только военному‏ искусству суждено было развиваться преимущественно‏ перед другими.

Но‏ об‏ этом — в следующий раз.

Для проявления душевной щедрости

Сбербанк 2202 2002 9654 1939

Мои книги

https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!

Последняя война Российской империи (описание и заказ)

Добавьте описание
Добавьте описание

ВКонтакте https://vk.com/id301377172

Мой телеграм-канал Истории от историка.