Найти тему
Правила жизни

Добро пожаловать в Россию: 10 лучших отечественных фильмов 2022 года

Оглавление

В стране давно сформировалось предвзятое отношение к отечественному кинематографу, и на то есть множество причин. Но это совсем не значит, что в современной России не снимают достойных фильмов. Последний год выдался особенно удачным: в прокат вышло немало картин, которые, если не по технической составляющей, то по смысловой нагрузке точно не уступают иностранным — а порой даже опережают их. Приятного просмотра!

«Экспресс»

Студент-доходяга из Черкесска делает сложную ставку на серию футбольных матчей, и вдруг его начинает магнитом тянуть к чуду. Чем ближе успех, тем больше страстей кипит на Кавказе: за героем увязываются опасные бандиты, потешные друзья, интересные барышни и всезнающие таксисты. Так тонко, смешно и ловко о дьявольской магии ставок последний раз снимал Уэйн Крамер в «Тормозе». Но режиссер Руслан Братов знает только педаль газа. Загадочное кино, которое чувствует свой край, как Кустурица, шутит, как Пол Томас Андерсон, и неизбежно заряжает надеждой.

«Здоровый человек»

-2

Фильм о мужчине, который сперва заступился за женщину, а потом стал аниматором в детском хосписе «Дом с маяком» и волонтером в поисковой службе «Лиза Алерт». Удивительная и страшная история саморазрушительного альтруизма. Вызывающее (особенно сейчас)  исследование потребности в подвиге и жажды сострадания как психологической травмы, а не естественной программы настоящего, здорового человека. Возможно, самое главное кино этого года.

«Император»

-3

Самый недооцененный фильм года, на протяжении которого мы только и делали, что переоценивали кино. Мрачная история подростка, который приходит в новый класс с императорским решением перевоспитать сверстников. Но назидательный сюжет о драке добра и зла на школьном дворе выворачивается наизнанку. Двойник Гарри Поттера оказывается подлым трусом, а герой-освободитель выглядит как пришелец — то ли хороший, как в «Трудно быть богом», то ли плохой, как в «Омене».

«Клипмейкеры»

-4

Фильм с омолаживающим эффектом (невозможно поверить, что режиссеру 58) и заразительными музыкальными номерами. Настоящий святочный чертогон, который омрачают две вещи. Во-первых, дороги актеров, играющих верных друзей, разошлись. А  во-вторых, сказочные приключения в столице совпадают с новогодним штурмом Грозного в 1994 году. Но об этом в кадре ни слова. Что в конечном счете делает фильм честнее, сильнее и глубже — он все предсказал.

«Айта»

-5

В якутской деревне задерживают пьяных подростков. Единственную трезвую девочку — Айту — отвозит домой русский полицейский. И той же ночью с Айтой происходит беда, в которой все вокруг обвиняют чужака. О презумпции невиновности не забывает лишь начальник полиции. Так начинается история в духе «Убить пересмешника», «Охоты» и «Нападения на 13-й участок» — то социальная драма, то психологический триллер, то стремительный боевик.

«Ника»

-6

«Ника» — не только самодостаточный фильм, но и машина времени, которая тарахтит кучей смыслов: здесь и родители, пожирающие будущее детей, и пресловутый синдром самозванца, и взросление на стыке эпох, и вечная сказка про девушку без голоса, жившую у моря.

«Далекие близкие»

-7

Главный краудплизер года — смешное и нежное дорожное путешествие из Хабаровска в Москву по безмятежной и совершенно летней стране. Стареющий учитель географии заводит смартфон, знакомится с барышней, которая выращивает баклажаны, но узнает, что блогерша его мечты обитает в столице. И вдруг срывается в путь.

«Плотник»

-8

Минималистичный — но сокрушительный — фильм о родителях, которые узнают, что их ребенок болен, а лекарства не существует. Превращение сценария в Священное Писание (отец — плотник Осипов, мать — Маша, лечащий врач — Иван) сперва смущает, но актерские работы Анны Рыцаревой и Сергея Уманова заставляют забыть эту неловкость.

«Не хороните меня без Ивана»

-9

Трогательное, бодрое, порой страшно веселое роудмуви про Якутию (тогда — Якутскую область) начала XX века. Герои — якутский чудак и русский художник. Якут иногда впадает в летаргический сон — и видит красоту, которую мечтает изобразить русский. И если в прошлогодней «Нуучче» соседство заканчивалось насилием, то здесь дружба народов дает чудесные всходы.

«Одна»

-10

Российский триллер о выживании, который должен был выйти на Netflix — и смотрелся бы там отлично. История о девушке, сумевшей выжить в авиакатастрофе, основана на реальных событиях, случившихся в СССР в 1981 году. Ничего лучше в этом жанре у нас не снимали ни тогда, ни сейчас. Главное — не спутать фильм с комедией «Дикая», вышедшей примерно тогда же и посвященной примерно тому же.

А вы верите в российские кино? С чего начнёте просмотр?