Группа компаний «Сибпромстрой» сумела не просто выстоять, но даже несколько укрепить свое положение в очень непростой для всей страны год: в первую очередь, сохранить коллектив и обеспечить комфортным жильем тысячи жителей Сургута и Югры, а также – ближайшего Подмосковья.
Сделать это было очень непросто: в мае текущего года объем продаж компании по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упал в 15 раз! Катастрофическая цифра. Речь шла даже о практически полном сокращении тысячного коллектива.
О том, как удалось избежать беды, «Сургутской трибуне» рассказал соучредитель строительного гиганта Николай Сторожук.
Жесткое начало
– Николай Каллиникович, давайте начнем с начала года. Как отреагировал рынок недвижимости на политическую ситуацию в стране, которая сложилась в феврале? И конкретно ваша компания.
– В феврале мы испытали шок. В первую очередь – от ключевой ставки Центробанка, которая одномоментно возросла до 22 процентов годовых. Было очевидно, что под такую ставку ипотеку никто брать не пойдет, а значит, мы останемся без покупателей: большинство наших новоселов приобретает квартиры в кредит. В мае объем продаж у нас упал в 15 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: 146 квартир против всего десяти.
– Это и стало поводом объявить о возможном сокращении персонала?
– Да, именно это. Мы понимали, что правильнее выдать людям расчет, чем оставить их без дохода вообще. Для существования нашей организации в месяц необходим один миллиард рублей оборотных средств. Но где их взять при таком сильном падении спроса и, соответственно, оборотной базы? А кредитный ресурс ограничен, тем более что его надо отдавать. А за счет чего?
Интересы совпали
– Как все разрешилось?
– Оставалась единственная надежда – на участие бюджета. Обратились к правительству округа: писали письма, встречались лично. Выясняли, каким муниципалитетам и по какой цене будут выделяться средства для реализации социальных программ в надежде, что будут объявлены аукционы и мы сможем в них участвовать – на общих, естественно, условиях. И, соответственно, хоть что-то заработать. Ситуация сложилась так, что интересы совпали.
– В чем?
– У округа в этом году сложилась большая потребность и в расселении аварийного жилья, и в приобретении квартир для сирот. Нам удалось эту потребность во многом удовлетворить и, как следствие, остаться на плаву. Бюджет в этом году у нас купил очень много – примерно на шесть миллиардов рублей. Это половина нашей годовой потребности. Правда, несмотря даже на такой бюджетный прорыв, мы не вышли на производственные показатели, которые планировали в начале года.
– Насколько я помню, год назад вы планировали ввести около трехсот тысяч квадратных метров.
– 286 тысяч. Введем в общей сложности около 190 тысяч метров. Цифры скорректировали в марте – встречались с Ислаевым (Азат Ислаев, заместитель губернатора Югры по строительству), назвали ему новые показатели, уточнив, что сможем выйти на них, если только будет поддержка. Поддержку получили, показатели выполним.
Бывало и страшнее
– Можно говорить, что 2022 год стал одним из самых неспокойных периодов в жизни «Сибпромстроя»?
– Самый сложный период в истории компании – это начало ее работы. Но, с другой стороны, он был и самым простым. На нас заказчик – Сургутнефтегаз – смотрел как на состоявшихся профессионалов, за плечами которых многолетний опыт строительства объектов. Давал подряды исключительно под доброе имя: у компании ведь даже имущества толком не было: у нас на двоих с Владимиром Анатольевичем (Кожаевым, соучредителем ГК «Сибпромстрой» – ред.) одна легковая машина была. Но заказчик был уверен: мы сможем подряд выполнить, хотя в штате было всего три человека и УАЗик-«головастик». А объем был в миллиардах неденоминированных рублей. На Сургутнефтегаз мы работали десять лет и ни один подряд не сорвали. Тем более что делали все под ключ, вплоть до пусконаладки и спецработ. Несмотря на то, что тогда не было никаких экспертиз, объекты долгие годы стоят. И продолжат работать и дальше.
– Вы не пожалели, что не остались в Сургутнефтегазе, где у вас всегда была бы крыша, не надо было бы принимать решения, кормить людей и думать о том, что будет завтра?
– Можно было бы и остаться. Но это значило бы лишить себя свободы маневра: выбирать – где строить, как строить и что строить. Не стать теми, кто мы есть сейчас, о чем мы мечтали.
8263 квартиры площадью 417 тысяч квадратных метров передала компания «Сибпромстрой» органам власти для реализации социальных программ с 2009 года. Из них 724 квартиры – для детей-сирот. Это жилье застройщик по личной инициативе полностью подготовил к новоселью, обеспечив мебелью, базовой бытовой техникой и даже шторами
Ссылка на статью: https://stribuna.ru/articles/video-report/kak_perezhil_neprostoy_god_odin_iz_krupneyshikh_zastroyshchikov_yugry/