Найти в Дзене
Макс Квант

Агент поневоле

Это советское прокатное название, фильм вышел в ФРГ в 1961 году сразу двумя фильмами: «Es muß nicht immer Kaviar sein» («Это не всегда должна быть икра») и «Diesmal muß es Kaviar sein» ("На этот раз это должна быть икра").

 Это не всегда должна быть икра
Это не всегда должна быть икра
 На этот раз это должна быть икра
На этот раз это должна быть икра

И всё это является экранизацией романа австрийского писателя Йоханнеса Марио Зиммеля «В лабиринте секретных служб» («Es muß nicht immer Kaviar sein", 1960).

Сюжет:

Банковский служащий Томас Ливен 38 лет от роду, не женат, хочет продвинутся по службе и отправляется курьером из Лондона в Берлин. Всё бы хорошо, но начальник, вручивший ему эти бумаги — тайный агент разведки Канариса и на дворе лето 1939 года. Его ловит... гестапо и просит перейти на их сторону. Ливен соглашается. Мало того, что он хотел продвинутся, а тут его вынуждают стать секретным агентом... потом его покупает французская разведка и понеслось. Два фильма отображают 5 лет войны. До освобождения Франции. За эти годы Ливен становится очень важным агентом при всех прочих условиях оставаясь мягким человеком.

Конечно, это авантюрная комедия и там, где Ливена перекупают на деле просто убили бы, не оставив следов. Хотя товарищи вроде Евно Азефа доказали, что дурить голову многим серьёзным организациям можно, но должен быть талант. У Ливена его нет. До конца фильма он тютя тютей. Даже в суде он сознаётся, что не хотел работать на секретные службы, а хотел просто работать в банке за три фунта в неделю. В общем, не верю. Но это выдумка, тут прощается.

В остальном это довольно долгий камерный фильм, снятый дёшево. Вся техника в кадре — это кинохроника. Герои весьма ватные. Единственная их уловка — это списки французских агентов, которые он соорудил из некрологов. Остальное — это комедия человека в условиях запутавшихся спецслужб, пойду читать роман.

Спустя пять лет у Польше снимут »Похождения канонира Долласа«, от которого у нас остался мем »Поляк и немцы«. Это тоже экранизация, тоже авантюрная комедия. Но все уловки Франтишека Долласа разноплановые: он в Сирии, Югославии и Остмарке творит совершенно разные вещи. Томас Ливен разбирается со своими женщинами (чего они на него падкие, так и остаётся для меня загадкой), бегает от секретных служб, немного переодевается, продвигается по службе. Но арки не проходит. В общем, в немецкой культуре нет своего поручика Киже, и этим фильмом его решили создать.