Это советское прокатное название, фильм вышел в ФРГ в 1961 году сразу двумя фильмами: «Es muß nicht immer Kaviar sein» («Это не всегда должна быть икра») и «Diesmal muß es Kaviar sein» ("На этот раз это должна быть икра").
И всё это является экранизацией романа австрийского писателя Йоханнеса Марио Зиммеля «В лабиринте секретных служб» («Es muß nicht immer Kaviar sein", 1960).
Сюжет:
Банковский служащий Томас Ливен 38 лет от роду, не женат, хочет продвинутся по службе и отправляется курьером из Лондона в Берлин. Всё бы хорошо, но начальник, вручивший ему эти бумаги — тайный агент разведки Канариса и на дворе лето 1939 года. Его ловит... гестапо и просит перейти на их сторону. Ливен соглашается. Мало того, что он хотел продвинутся, а тут его вынуждают стать секретным агентом... потом его покупает французская разведка и понеслось. Два фильма отображают 5 лет войны. До освобождения Франции. За эти годы Ливен становится очень важным агентом при всех прочих условиях оставаясь мягким человеком.
Конечно, это авантюрная комедия и там, где Ливена перекупают на деле просто убили бы, не оставив следов. Хотя товарищи вроде Евно Азефа доказали, что дурить голову многим серьёзным организациям можно, но должен быть талант. У Ливена его нет. До конца фильма он тютя тютей. Даже в суде он сознаётся, что не хотел работать на секретные службы, а хотел просто работать в банке за три фунта в неделю. В общем, не верю. Но это выдумка, тут прощается.
В остальном это довольно долгий камерный фильм, снятый дёшево. Вся техника в кадре — это кинохроника. Герои весьма ватные. Единственная их уловка — это списки французских агентов, которые он соорудил из некрологов. Остальное — это комедия человека в условиях запутавшихся спецслужб, пойду читать роман.
Спустя пять лет у Польше снимут »Похождения канонира Долласа«, от которого у нас остался мем »Поляк и немцы«. Это тоже экранизация, тоже авантюрная комедия. Но все уловки Франтишека Долласа разноплановые: он в Сирии, Югославии и Остмарке творит совершенно разные вещи. Томас Ливен разбирается со своими женщинами (чего они на него падкие, так и остаётся для меня загадкой), бегает от секретных служб, немного переодевается, продвигается по службе. Но арки не проходит. В общем, в немецкой культуре нет своего поручика Киже, и этим фильмом его решили создать.