Естественен выбор для дебютного проекта: Музей петербургского авангарда — он же Дом художника Михаила Матюшина — находится как раз на Аптекарском острове. Выбор времени тоже очевиден — как городская территория остров начал развиваться только в начале прошлого века. #INJECT_1# По указу Петра I от 1714 года на Аптекарском разрешалось селиться лишь аптекарским служителям, и предназначен он был для возделывания «аптекарского огорода». Кстати, отсюда современное название острова, данное ему в 1726 году. До этого он назывался по‑разному: Еловый, Дикий, Вороний, Лесной. После открытия в 1903 году Троицкого моста начал быстро меняться облик всей Петроградской стороны. На Аптекарском острове появились высокие жилые дома, заводы, мосты через Карповку. Материал выставки разделен на пять глав. К каждой подобран эпиграф — стихотворение одного из поэтов Серебряного века. Первая называется «Набережная реки Карповки», и здесь уместно вспомнить строчку Александра Блока: «Вечером — моя тихая Карповка…». Этим словам вторят цветные автолитографии ленинградской художницы Ариадны Карповой-Лебединской. В 1957 году она сделала рисунок «Река Карповка и старый мост против Петропавловской улицы». Полное впечатление дачной местности. В середине 1960‑х годов мост заменили современным, соединившим Большой проспект и проспект Медиков. Картина «Дворик. Домик во дворе» создана Марией Гороховой, входившей в круг учеников Малевича. Судя по датировке полотна, автору было за восемьдесят, но она сохранила экспрессию русского авангарда. Эти произведения возвращают нам малоизвестные имена. То же самое относится к ленинградским фотографам, работавшим в 1920–1960‑х годах, — Леониду Андреевскому, Иосифу Фетисову и Максиму Блохину. Первому принадлежат снимки старой Вологодской улицы (она получила имя писателя Алексея Чапыгина) и новостройки 1930‑х годов, двум другим — фотографии строящейся телебашни Ленинградского телецентра. Александр Кроленко, известный издатель и книговед в довоенном Ленинграде, сделал фото «Сад имени Ф. Э. Дзержинского» (ныне он снова Лопухинский). Глава про Каменноостровский проспект начинается словами Осипа Мандельштама: «…это легкомысленный красавец, накрахмаливший свои две единственные каменные рубашки, и ветер с моря свистит в его трамвайной голове». Пройдет несколько десятилетий, и фотографы (с одной точки рядом с набережной Карповки) зафиксируют перемены. В июне 1951‑го трамвай важно едет по проспекту. В августе того же года путей уже нет. Интересный сюжет связан с промышленностью Аптекарского острова. На старых открытках изображен «Завод Военно-врачебных заготовлений». К 1956 и 1973 годам относятся снимки ленинградского завода «Красногвардеец», который продолжал выпускать медицинские инструменты и оборудование. Снимок «Медицинские инструменты 1860‑х годов», вероятно, был сделан в заводском музее. Завершает экспозицию выставочная копия фотоальбома из личного архива Матюшина, он был фанатом фотографии и увековечил своих соратников-авангардистов 1910 – 1930-х годов. К выставке, которая продлится по 30 мая, готовится экскурсионная программа по тем местам Аптекарского острова, которые не попали на показанные снимки. Весной готовьтесь фотографировать…
В Музее петербургского авангарда открылась выставка «Аптекарский остров. XX век»
28 декабря 202228 дек 2022
28
2 мин