Найти тему
ФединКА

В поисках будущего: советская литература в 20-е и 30-е годы

Оглавление

♟ Контролируемая свобода♟

В списках самых продаваемых в 2022-м году книг мы видим либо тексты эмигрантов, либо антиутопии, либо иностранных романистов, которые заявляют, что помогут создать историю о «жестоких русских», чтобы затем выдать её за настоящую.

В ответ разводят руками:
«Напишите лучше, а рынок уже сам всё наладит». Однако ещё в 1917-м году Владимир Ленин в своей ключевой работе «Государство и Революция» выявлял подводные камни такого взгляда.

Проводя различие между социализмом и анархией, Владимир Ильич объяснял: при изначальном неравенстве сил свободная конкуренция невозможна – сильные обязательно поглотят слабых и анархический самотёк результата не даст. Социалисты же через государство обеспечивают нужное равновесие. Возникает «свобода» посредством контроля.

При балансе сил нужда во вмешательстве государства становится всё меньше и со временем исчезает вовсе. За ненужностью институт государства отмирает, социализм переходит в стадию коммунизма, а «свобода» выходит из тюрьмы своих кавычек.

Именно эта логика привела к
«Декрету о печати» – одному из первых законов советской власти. Декрет ограничивал псевдолиберальную прессу как «одну из могущественнейших оружий буржуазии».

🎯 Кружковщина в литературе 🎯

Начались 1920-е годы – время поисков и экспериментов. Деятели искусства объединились в десятки сообществ и в манифестах формулируют своё видение нового для всего мира социалистического искусства.

Когда в кружках закрепляют свои идеи на бумаге, в прессе начинается жесткая критика и взаимные обвинения конкурентов в «недостаточной революционности» – каждый считает истинным лишь свой манифест. Самоорганизация превращается в «кружковщину» – нездоровую конкуренцию с сектантским уклоном.

В этой борьбе побеждает
РАПП – Российская ассоциация пролетарских писателей. Константин Федин пишет о конкурентах: «Остаются одни рапповцы, люди, редко обладающие талантом, но почти всегда – идейно устойчивые и знающие, чего они хотят».

В своём манифесте РАПП утверждает факт становления пролетарской литературы. Рапповцы понимают недостатки текстов рабочих и крестьян:
«И не диво… Учиться им было негде и некогда». Отсюда и задача: создать такую художественную программу, которая служила бы основой для развития пролетарской литературы.

Рапповцы бескомпромиссны и директивны. В одной из программных работ они формулируют отношение к «промежуточным группировкам», где призывают депортировать буржуазных «Ахматовых и Ходасевичей» и не допускать до читателя эмигрантов «типа Гиппиус и Буниных».

«Серапионовых», к которым относился и Федин, РАПП называют «попутчиками»,
«приемлющими революцию, но воспринимающими её лишь как самый слепой анархический мужичий бунт». Это «полезные дураки», которые не сформируют правильного мышления читателей, но талантом притупят вражду к революции со стороны колеблющихся.

⚖ Поиск баланса ⚖

Такая безаппеляционность РАПП (тогда уже ВАПП – от «всероссийская») объединяет против себя всех «попутчиков» от Сергея Есенина до Осипа Мандельштама. Конфликт приводит к правительственному постановлению 1925-го года «О политике партии в художественной литературе».

Ощутив дисбаланс сил, государство встаёт на сторону попутчиков, чтобы, по словам
Анатолия Луначарского, «неуклюжими политическими мероприятиями не уложить всю литературу в гроб...»
В своём постановлении политбюро особое внимание уделяет попутчикам: это мастера своего дела, они – разные, но все колеблются, а значит следует
«бережно и терпимо к ним относиться» и бороться с «комчванством».

В 1932-м году постановлением
«О перестройке литературно-художественных организаций» партия окончательно ликвидирует кружковщину и формирует Союз писателей СССР. Казалось, что баланс восстановлен: здесь нашлось место и попутчикам, и членам ВАПП. В письме жене Федин пишет: «Любопытно. Газеты становятся интереснее и живее».

Ни один кружок не будет заметным без сильных представителей. Ярким писателем от РАПП был
Александр Фадеев, родившийся 24 декабря 1901-го года. То, что первый роман «Разгром» принесёт Фадееву всемирную славу, литературные критики предвещали ещё до публикации. Так и случилось. Это признавали даже «заклятые враги» РАПП.

«Молодая Гвардия» Александра Александровича стала самым издаваемым текстом детской литературы в СССР: 276 изданий и 26 миллионов экземпляров! Сравните с тиражом любой книги на вашей полке. О силе романов говорил и Федин.

🎧 Две статьи Константина Александровича об Александре Фадееве – слушайте на сайте музея!

Автор: Николай Зайченко