Что такое скороговорки знают многие, но не все представляют, какую пользу они приносят. Короткие созвучные фразы не только развивают дикцию и органы артикуляции, но и помогают закрепить новые звуки в речи. Несмотря на простоту скороговорок как речевого тренажёра, работать с ними нужно грамотно, чтобы не навредить неокрепшему речевому аппарату ребёнка.
Вместе с логопедом Алиной Цвикевич расскажем, в чём польза скороговорок, как с ними работать и поделимся самыми полезными. А в Детском мире вы найдёте книги со скороговорками, которые помогут грамотно освоить навык и увлекут ребёнка яркими иллюстрациями.
Чем полезны скороговорки для детей
Помимо развития речи, скороговорки несут и другую пользу, например:
- учат видеть связь между фразами и словами;
- улучшают фонематическую и артикуляционную память;
- тренируют речевое дыхание;
- помогают сделать речь интонационно грамотной, уверенной и выразительной;
- тренируют речевой аппарат: ребёнок перестаёт «глотать» окончания, учится правильно и внятно проговаривать звуки;
- помогают автоматизировать и закрепить новые звуки в речи.
Самое главное преимущество скороговорок в том, что это самый весёлый способ улучшения произношения и автоматизации звуков. Дети, как правило, с удовольствием включаются в эту игру.
Правила работы со скороговорками
- Начинать нужно с простых, коротких рифмованных скороговорок. Очень важно учитывать индивидуальные особенности и возможности ребёнка, такие как возраст и нарушения произношения.
- Не берите скороговорки со звуками, которые отсутствуют в речи ребёнка. Если малыш научился произносить новый звук, но по привычке пропускает его в речи, скороговорки помогут автоматизировать и закрепить новый навык.
- Не заставляйте ребёнка специально заниматься со скороговорками, особенно если они даются ему с трудом. Используйте игровой подход и правила, которые мы описали ниже.
- Не ругайте ребёнка за неудачи, радуйтесь и хвалите даже за самые маленькие достижения. Это поможет малышу почувствовать уверенность и двигаться дальше.
- Придумайте вместе достижимую цель. Это может быть скороговорка, которую ребёнок расскажет Деду Морозу и получит за это подарок, или выступление в кругу семьи.
- Придумайте мотивацию. Если заставлять малыша учить скороговорки, подчёркивая, что это полезно для развития речи, — это будет скучно и вряд ли вызовет восторг у ребёнка. А если дать ему понять, что это суперспособность и он сможет сделать то, что другие ребята не умеют, соревновательный момент возьмёт верх. Особенно эффективен этот приём с мальчиками.
Учим скороговорки с ребёнком
Предлагаем универсальный алгоритм, который поможет выучить как простые, так и самые сложные скороговорки легко и быстро.
- Произнесите скороговорку быстро, чётко артикулируя звуки. Малышу должно очень понравиться, как это звучит. Это даст ему стимул научиться произносить её так же, как и взрослый.
- Проговорите строки в нормальном темпе. Спросите ребёнка о чём она, все ли слова понятны.
- Повторите скороговорку очень медленно и по слогам — здесь важно чётко произносить все звуки и окончания.
- Теперь пусть ребёнок медленно повторяет за вами фразы — это поможет выучить их наизусть, чтобы не запинаться. Не ускоряйте темп, пока ребёнок не усвоит текст.
- Когда ребёнок будет повторять за вами, следите, чтобы он правильно проговаривал все слова и звуки. Обращайте внимание на окончания, гласные и согласные. На этом этапе самое главное — не допустить неправильного произношения.
- Когда произношение закреплено, ускоряйте темп. Если возникают трудности, вернитесь к той точке, где ребёнок был успешен. Это поможет малышу почувствовать уверенность для преодоления более сложной ступени.
- Предложите ребёнку произнести скороговорку очень тихо, затем очень громко, затем беззвучно. Не забываем про чёткость произношения. Поиграйте в игру: «Давай скажем тоненьким голоском, как мышка. А теперь давай произнесем её низким и грубым голосом, как медведь».
- Позволяйте себе дурачиться, меняя интонацию предложения: вопросительно и восклицательно, радостно и грустно, уверенно и задумчиво. Попробуйте её шутливо пропеть, имитируя разные голоса.
- Используйте игрушки и подручные предметы. Например, «проговори скороговорку, пока катится мячик». Делайте всё, что подскажет фантазия.
- Благодаря играм вы заметите, как ускорится темп ребёнка. Теперь попробуйте как можно быстрее произнести всю скороговорку без ошибок три раза.
- И только после этого тренируйтесь произносить скороговорку очень быстро. Можно придумать увлекательную игру на скорость или устроить забавное соревнование — и пусть победит быстрейший!
Попробуйте заниматься по 10–15 минут в день, и очень скоро вы увидите результат. Помните, что разучивание должно быть не принудительным занятием, а весёлой интересной игрой.
Детские скороговорки
Мы собрали несколько полезных скороговорок под каждую возрастную категорию детей. Попробуйте потренировать их по нашему алгоритму и сохраните себе, чтобы не потерять.
Для детей 3–3,5 лет
К трём годам малыш самостоятельно составляет несложные предложения из нескольких слов. В это время в речи ребёнка появляются свистящие звуки: [c], [з] и [ц]. Поэтому уже на этом этапе вы можете брать скороговорки со всеми звуками, кроме шипящих [ш, ж, ч, щ] и соноров [р] и [л].
[Б], [П], [М]:
- Опять у Пети пять опят
- Бык тупогуб, у быка губа тупа.
- Маленький мальчик менял марки на мячик.
[Д] и [Т]:
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Ткёт ткач ткани на платки Тане.
- Топали-топали, до тополя дотопали.
[Г], [К] и [Х]:
- Из года в год негодная погода.
- Гуси на лугу прячутся в стогу.
- Кот копейку накопил, кошке тапочки купил.
- Хохлатые хохотушки хохотали: «Ха-ха-ха».
[В] и [Ф]:
- У Тимофея в портфеле кефир и тефтели.
- Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.
- В вагоне — Вова и Матвей, Викентий, Витя и Авдей.
[С], [З], [Ц]:
- Саня и Костя идут к Соне в гости.
- В миске у киски вкусные сосиски.
- Везёт Сенька Саньку с Зойкой на санках.
- Птице синице гусеница снится.
Для детей 4–4,5 лет
К этому возрасту у ребёнка в речи появляются шипящие звуки: [ш, ж, ч, щ]. Предлагаем скороговорки для отработки этой группы звуков:
- Вымыли мышки миски у мишки.
- Мышонку шепчет мышь: «Ты всё шуршишь, не спишь»
- Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши.
- Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
- Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.
- Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.
Для детей 5–6 лет
Речевой аппарат готов для освоения сонорных звуков [р] и [л]. Поэтому в данном возрасте рекомендуется заняться отработкой именно этих звуков:
- На горе Арарат рвала Варвара виноград.
- Проворонила ворона воронёнка.
- Королева кавалеру подарила каравеллу.
- Не жалела мама мыла — мама мылом Милу мыла.
И только когда у ребёнка в речи присутствуют все звуки, можно тренировать сложные скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями:
- Наш Полкан из Байкала лакал.*Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.*
- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
- Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.
- Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила.
Чёткая, красивая речь необходима для полноценного общения и успешной учёбы. Это поможет ребёнку не бояться отвечать у доски и выступать на сцене, не запинаться от волнения и быстро формулировать мысль.
А вы пробовали учить скороговорки с ребёнком? Делитесь в комментариях полезными и интересными!
Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на наш канал!