Найти тему
Детский мир

Говорили-говорили да выговорили! Учим скороговорки с логопедом

Оглавление

Что такое скороговорки знают многие, но не все представляют, какую пользу они приносят. Короткие созвучные фразы не только развивают дикцию и органы артикуляции, но и помогают закрепить новые звуки в речи. Несмотря на простоту скороговорок как речевого тренажёра, работать с ними нужно грамотно, чтобы не навредить неокрепшему речевому аппарату ребёнка.

Вместе с логопедом Алиной Цвикевич расскажем, в чём польза скороговорок, как с ними работать и поделимся самыми полезными. А в Детском мире вы найдёте книги со скороговорками, которые помогут грамотно освоить навык и увлекут ребёнка яркими иллюстрациями.

Чем полезны скороговорки для детей

Помимо развития речи, скороговорки несут и другую пользу, например:

  • учат видеть связь между фразами и словами;
  • улучшают фонематическую и артикуляционную память;
  • тренируют речевое дыхание;
  • помогают сделать речь интонационно грамотной, уверенной и выразительной;
  • тренируют речевой аппарат: ребёнок перестаёт «глотать» окончания, учится правильно и внятно проговаривать звуки;
  • помогают автоматизировать и закрепить новые звуки в речи.

Самое главное преимущество скороговорок в том, что это самый весёлый способ улучшения произношения и автоматизации звуков. Дети, как правило, с удовольствием включаются в эту игру.

Правила работы со скороговорками

  1. Начинать нужно с простых, коротких рифмованных скороговорок. Очень важно учитывать индивидуальные особенности и возможности ребёнка, такие как возраст и нарушения произношения.
  2. Не берите скороговорки со звуками, которые отсутствуют в речи ребёнка. Если малыш научился произносить новый звук, но по привычке пропускает его в речи, скороговорки помогут автоматизировать и закрепить новый навык.
  3. Не заставляйте ребёнка специально заниматься со скороговорками, особенно если они даются ему с трудом. Используйте игровой подход и правила, которые мы описали ниже.
  4. Не ругайте ребёнка за неудачи, радуйтесь и хвалите даже за самые маленькие достижения. Это поможет малышу почувствовать уверенность и двигаться дальше.
  5. Придумайте вместе достижимую цель. Это может быть скороговорка, которую ребёнок расскажет Деду Морозу и получит за это подарок, или выступление в кругу семьи.
  6. Придумайте мотивацию. Если заставлять малыша учить скороговорки, подчёркивая, что это полезно для развития речи, — это будет скучно и вряд ли вызовет восторг у ребёнка. А если дать ему понять, что это суперспособность и он сможет сделать то, что другие ребята не умеют, соревновательный момент возьмёт верх. Особенно эффективен этот приём с мальчиками.

Учим скороговорки с ребёнком

Предлагаем универсальный алгоритм, который поможет выучить как простые, так и самые сложные скороговорки легко и быстро.

  1. Произнесите скороговорку быстро, чётко артикулируя звуки. Малышу должно очень понравиться, как это звучит. Это даст ему стимул научиться произносить её так же, как и взрослый.
  2. Проговорите строки в нормальном темпе. Спросите ребёнка о чём она, все ли слова понятны.
  3. Повторите скороговорку очень медленно и по слогам — здесь важно чётко произносить все звуки и окончания.
  4. Теперь пусть ребёнок медленно повторяет за вами фразы — это поможет выучить их наизусть, чтобы не запинаться. Не ускоряйте темп, пока ребёнок не усвоит текст.
  5. Когда ребёнок будет повторять за вами, следите, чтобы он правильно проговаривал все слова и звуки. Обращайте внимание на окончания, гласные и согласные. На этом этапе самое главное — не допустить неправильного произношения.
  6. Когда произношение закреплено, ускоряйте темп. Если возникают трудности, вернитесь к той точке, где ребёнок был успешен. Это поможет малышу почувствовать уверенность для преодоления более сложной ступени.
  7. Предложите ребёнку произнести скороговорку очень тихо, затем очень громко, затем беззвучно. Не забываем про чёткость произношения. Поиграйте в игру: «Давай скажем тоненьким голоском, как мышка. А теперь давай произнесем её низким и грубым голосом, как медведь».
  8. Позволяйте себе дурачиться, меняя интонацию предложения: вопросительно и восклицательно, радостно и грустно, уверенно и задумчиво. Попробуйте её шутливо пропеть, имитируя разные голоса.
  9. Используйте игрушки и подручные предметы. Например, «проговори скороговорку, пока катится мячик». Делайте всё, что подскажет фантазия.
  10. Благодаря играм вы заметите, как ускорится темп ребёнка. Теперь попробуйте как можно быстрее произнести всю скороговорку без ошибок три раза.
  11. И только после этого тренируйтесь произносить скороговорку очень быстро. Можно придумать увлекательную игру на скорость или устроить забавное соревнование — и пусть победит быстрейший!

Попробуйте заниматься по 10–15 минут в день, и очень скоро вы увидите результат. Помните, что разучивание должно быть не принудительным занятием, а весёлой интересной игрой.

Детские скороговорки

Мы собрали несколько полезных скороговорок под каждую возрастную категорию детей. Попробуйте потренировать их по нашему алгоритму и сохраните себе, чтобы не потерять.

Для детей 3–3,5 лет

К трём годам малыш самостоятельно составляет несложные предложения из нескольких слов. В это время в речи ребёнка появляются свистящие звуки: [c], [з] и [ц]. Поэтому уже на этом этапе вы можете брать скороговорки со всеми звуками, кроме шипящих [ш, ж, ч, щ] и соноров [р] и [л].

[Б], [П], [М]:

  • Опять у Пети пять опят
  • Бык тупогуб, у быка губа тупа.
  • Маленький мальчик менял марки на мячик.

[Д] и [Т]:

  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Ткёт ткач ткани на платки Тане.
  • Топали-топали, до тополя дотопали.

[Г], [К] и [Х]:

  • Из года в год негодная погода.
  • Гуси на лугу прячутся в стогу.
  • Кот копейку накопил, кошке тапочки купил.
  • Хохлатые хохотушки хохотали: «Ха-ха-ха».

[В] и [Ф]:

  • У Тимофея в портфеле кефир и тефтели.
  • Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.
  • В вагоне — Вова и Матвей, Викентий, Витя и Авдей.

[С], [З], [Ц]:

  • Саня и Костя идут к Соне в гости.
  • В миске у киски вкусные сосиски.
  • Везёт Сенька Саньку с Зойкой на санках.
  • Птице синице гусеница снится.

Для детей 4–4,5 лет

К этому возрасту у ребёнка в речи появляются шипящие звуки: [ш, ж, ч, щ]. Предлагаем скороговорки для отработки этой группы звуков:

  • Вымыли мышки миски у мишки.
  • Мышонку шепчет мышь: «Ты всё шуршишь, не спишь»
  • Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши.
  • Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
  • Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.
  • Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

Для детей 5–6 лет

Речевой аппарат готов для освоения сонорных звуков [р] и [л]. Поэтому в данном возрасте рекомендуется заняться отработкой именно этих звуков:

  • На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  • Проворонила ворона воронёнка.
  • Королева кавалеру подарила каравеллу.
  • Не жалела мама мыла — мама мылом Милу мыла.

И только когда у ребёнка в речи присутствуют все звуки, можно тренировать сложные скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями:

  • Наш Полкан из Байкала лакал.*Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.*
  • Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
  • Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.
  • Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила.

Чёткая, красивая речь необходима для полноценного общения и успешной учёбы. Это поможет ребёнку не бояться отвечать у доски и выступать на сцене, не запинаться от волнения и быстро формулировать мысль.

А вы пробовали учить скороговорки с ребёнком? Делитесь в комментариях полезными и интересными!

Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на наш канал!