Вы знаете, что знаменитая картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван» дважды подвергалась нападению с интервалом в 100 лет? За что?
Страшный год, кровавый год…
Репин писал, что идея возникла у него в год гибели Александра II и выкристаллизовалась после концерта, где исполняли сюиту Римского-Корсакова:
"Звучание трилогии композитора завладело мною, и я думал, как можно выразить это настроение в живописи. По нынешнему году протянулась кровавая полоса, все чувства были перегружены ужасом. При этом трогать современность опасно… Оставалась история. Единственная аллюзия к сегодняшним событиям, которая всплывала в моей голове, был Иван Грозный".
К самой работе он подошел только через пару лет, «добрав» ощущения ужаса в европейском путешествии 1883 года:
"Некая влекущая сила таится во всех кровавых событиях. На европейских выставках я видел множество картин, запечатлевших именно такие эпизоды. Впитав, очевидно, эту атмосферу, по возвращении домой я начал писать свою картину".
Трудно шла, залпами
Работал Репин, по его же выражению «залпами». Надолго откладывал, страдал, мучился, переживал, возвращался к полотну.
"Иногда я даже прятал картину, настолько страшно было. Потом снова возвращался – какая-то неведомая сила вновь тянула меня к ней".
Воплотить задуманное на холсте Репину помогли знакомые и друзья. "Натурщиками" к образу Ивана Грозного стали художник Мясоедов и композитор Бларамберг, жертву Репин рисовал с Менка (художник) и писателя Гаршина. Дочь художника вспоминала:
"Одна из наших комнат надолго превратилась в царские покои".
Исторической достоверности всех деталей художник добивался регулярными выездами в музеи, где часами напролет срисовывал предметы быта той эпохи.
Через два года он показал картину друзьям-живописцам. Все были потрясены и даже немного растеряны. Молчали, как бы ожидая вердикта самого уважаемого из них – Крамского. Крамской одобрил.
Реакция императора и запрет
В 1885 году картину выставили на 13-й выставке передвижников. Работа Репина буквально всколыхнула общественность. Отлики были разными. Кто-то называл картину "бесподобной и смелой задумкой, поражающей своей глубиной", другие же – "пошлой и отвратительной выдумкой".
Выставку посетили рекордные 44,5 тыс. человек. Один из присутствовавших художников писал Третьякову:
"Эту давку невозможно описать словами. Бедные кассирши не успевали выдавать билеты, поэтому большинство проходило без них. Было такое столпотворение, что приходилось стоять в проходах, на лестницах – яблоку негде было упасть. Как они не снесли все картины – остается загадкой".
Реакция государственников была резко отрицательная. Как писал К.П.Победоносцев:
"В нынешнем искусстве нет идеалов, один голый реализм и обличительные тенденции. Господин Репин и прежде выказывал эти наклонности. Но эта работа уже попросту отвратительна. И причем тут Иван IV? Ведь момент, изображенный на картине – не история, а мифология, фантастика…"
Реакция Александра III, тоже посетившего выставку, была предсказуемо негативной, но молнии прилюдно он не метал. Как вспоминал Крамской:
"Император лишь молча всматривался в картину. Был мрачен и грустен. Видно, что работа произвела на него глубокое впечатление".
Через несколько дней власти запрещают Третьякову выставлять картину. Однако благодаря ходатайству художника Боголюбова – запрет был вскоре снят (через три месяца).
Неприятное покушение
Прогрессивная общественность приветствовала снятие запрета! Однако не все российские зрители оценили жест властей. В 1913 молодой старообрядческий иконописец по фамилии Балашов набросился на холст с ножом, крича:
Хватит крови! Хватит смертей!
Повреждения картины были ужасны – пострадали лица обеих фигур. Не будь Репин еще жив и в силах, картина бы погибла безвозвратно. Поначалу художник в ужасе сказал: «Это невозможно поправить!» Но когда реставраторы перенесли полотно на новый холст, Репин восстановил живопись. Реставрированная картина была натянута на особый подрамок высокой прочности. Спасли.
Второе нападение
Очередное нападение на картину с ножом в 2018 имело менее серьезные последствия. Холст был закрыт защитным стеклом, которое разбилось, немного повредив красочный слой. Правда, сильно пострадала оригинальная авторская рама. Совершил его некто Подпорин, апеллировавший опять же к оскорблению чувств и исторической недостоверности. Получил срок.
За реставрационными работами можно было следить на сайте музея – создали специальную страницу «Дневник реставрации». На данный момент картина отреставрирована. На ее восстановление ушло 4 года.
Интересно, будут ли еще нападения на шедевр Репина? Ведь Иван Грозный своего сына не убивал… Как вы думаете?