Найти тему
Сценарист.ру

Аналоги и насмотр на службе киносценариста

Автор Вячеслав Киреев

Для авторов, ведущих активную творческую деятельность важны две вещи: отличное знание аналогов и большой насмотр.

Поскольку мы говорим тут о кино, то в качестве авторов я подразумеваю сценаристов, режиссёров, кинокритиков / киноведов.

В других областях знаний, например в архитектуре или промышленном дизайне, эти две вещи также важны. С этих двух базовых вещей начинается обучение в любом творческом вузе.

1) Отличное знание аналогов. Любой новый проект начинается с изучения аналогов, то есть, лучших образцов всего того, что уже было сделано в нужном вам направлении. Например, если пишете сценарий под названием "Ленин в октябре" - вы должны просмотреть все лучшие фильмы, которые так или иначе относятся к самому Ленину или к конкретно этому историческому периоду. Смотреть надо не только художественные, но и документальные фильмы.

Таким образом вы избежите невольного плагиата, невольных цитат, увидите сильные и слабые стороны вашей позиции, будете в курсе того, что уже сделано и это поможет вам не повторять уже сотню раз сказанное другими. Отличное знание аналогов поможет вам стать оригинальным. Ну, совсем уж оригинальным вы стать не сможете, это невозможно в принципе, но как минимум новый, свежий и интересный взгляд на известное событие продемонстрируете.

Странные вещи из интернетов
Странные вещи из интернетов

2) Большой насмотр. Смотреть всё подряд не надо. Смаковать Тарковского и Феллини осенними вечерами способны далеко не все. Знакомиться «с классическими картинами и знаковыми режиссёрами, повлиявшими на киноиндустрию» нужно очень выборочно и с учётом индивидуальных предпочтений.

Студенты-искусствоведы обязаны каждую неделю ходить по музеям. Студенты-художники обязаны посещать все новые художественные выставки их города. Студенты-дизайнеры и архитекторы обязаны ходить на тематические выставки. Все эти студенты обязаны сидеть в библиотеках (ну, теперь уже в интернетах) и последовательно знакомиться с художественным наследием в соответствии со своей специальностью.

Киносценаристам нужно делать примерно то же самое. Нужно отсматривать все знаковые фильмы и телесериалы, чтобы быть в курсе того, что происходит в кинематографе в этот самый момент. Смотреть старые фильмы нет острой необходимости — они все процитированы в современных.

Смотрите всё знаковое, что вышло за последние 10 лет. В первую очередь вам надо смотреть то, что вам искренне интересно, то, что соответствует вашим творческим устремлениям, то есть, направлению, в котором вы сами работаете.

Смотреть кино для сценариста — это часть профессии. Смотреть надо не только зарубежное, но и отечественное, как бы ни было вам больно и обидно за бесцельно потраченные часы у телеэкрана.

Насмотр даст вам понимание текущих тенденций, технических возможностей, драматургических приёмов, которые затем вы сможете так или иначе применять в собственных киносценариях. Если верить басням Тарантино, то писать он научился благодаря работе в кинопрокате. Сказка ложь, да в ней намёк — это реально помогает, но совсем не так, как рассказывает об этом Тарантино.

Учитесь!