Найти тему

ИНОСТРАНЕЦ НАНЯЛСЯ В РЕКРУТЫ



Ну и что тут такого? – скажете Вы. Да таких иностранцев на русской службе было «пруд пруди». Да, всё верно. Если только речь идёт о веке восемнадцатом, например, или, первой половине девятнадцатого. И в основном – об офицерах или генералах.
А тут - чтобы иностранец решил поступить в рекруты, да ещё и по найму за крестьянскую семью!

****

28-го апреля 1855 года председатель Московского Губернского Рекрутского Присутствия князь Кугушев направил Московскому Гражданскому Губернатору тайному советнику И. В. Капнисту рапорт, в котором описывал историю желания бывшего саксонского подданного наняться в рекруты за крестьянскую семью, и связанные с этим проблемы:

-2


«… Московская Дворцовая контора при отношении от 8-го сего Апреля за № 1764, препровождая в Московское Губернское Рекрутское Присутствие к отдаче по найму в рекруты крестьянина Дворцового ведомства села Ромашкова Александра Иванова Отто, просила принять его за семейство нанимателя его, крестьянина того же ведомства Филиппа Алексеева…» .
Статья 357 Рекрутского Устава не запрещала мещанам и крестьянам ведомства Государственных имуществ и крестьянам удельным нанимать за себя людей, которые исповедуют иную веру, однако даже для видавших виды чиновников подобная ситуация оказалась необычной, поэтому «на всякий случай» Рекрутское Присутствие решило подстраховаться и отказать иностранцу в его желании, сославшись на ничтожный повод:
«… А как по справке оказалось, что означенный Отто причислен Казённой Палатой в это сословие по принятии им на подданство России из саксонских подданных только 11-го марта сего года, то Рекрутское Присутствие, руководствуясь 332 ст. тома IV Устава Рекрутского по XVII продолжению, коей дозволено лицам сего рода наниматься в рекруты в таком только случае, когда они прочно будут водворены, - к приёму же Отто не допустило, о чём и уведомило Дворцовую Контору…» .
Тем не менее, никакого нарушения в данном случае обнаружен не было, поскольку, по справке Казённой Палаты следовало, что «означенный Отто по причислении его в крестьянство к семейству своего нанимателя в то же время водворён в означенном селении и наделён следующей по положению землёй».
Как видно, формально все требования были солюдены, однако принять самостоятельное решение Рекрутское Присутствие не торопилось. «Прочное водворение» в понимании чиновников означало, прежде всего, длительный срок, а уже потом – все формальности (земля и дом), поэтому Присутствие запросило мнение вышестоящей инстанции:
«… следует ли принять наделение землей охотника Отто, недавно принимавшегося, а именно 11-го марта, за прочное водворение в крестьянство, и затем, возможно ли будет допустить его к приёму в рекруты за сем во его нанимателя, к которому он приемлем…» .
2-го мая Президент Московской Дворцовой конторы барон Л. К. Боде за № 2200 сообщал Московскому Гражданскому Губернатору, что никаких нарушений в этом деле он не видит, поскольку у Отто имеется недвижимость (и земля и строение на ней):

-3

«… В марте месяце 1855 года причислен в семейству крестьян Государевой Хорошевской волости села Ромашкова Филиппа и Василия Алексеевых бывший саксонский подданный Александр Иванов Отто, который изъявил желание поступить в рекруты за семейство их, Алексеевых в зачёт будущих наборов, но Московское Губернское Рекрутское Присутствие его, Отто, к поступлению в рекруты не допускает на том основании, что он должен быть прочно водворён и снабжён домом, то Дворцовая Контора просит Ваше Превосходительство сделать распоряжение о принятии Отто в рекруты в зачёт будущих наборов за семейство означенных крестьян Алексеевых…» .
4-го мая Министр Императорского Двора граф В. Ф. Адлерберг сообщил Московскому Гражданскому Губернатору, что данный вопрос может быть решён положительно:

-4

«… На отношение Вашего Превосходительства от 30-го минувшего апреля за № 7756-м, Дворцовая Контора имеет честь уведомить, что причисленный к семейству крестьян Государевой Хорошевской волости села Ромашкова Филиппа и Василия Алексеевых, бывший саксонский подданный Александр Иванов Отто, может считаться прочно водворённым в общество крестьян означенного села, ибо он наделён следующей по Положению землёй и особенным домом…» .

****

Устав Рекрутский запрещал «нанимать в рекруты людей, принадлежащих к иному сословию, или иной губернии», а не к тем, к коим принадлежал наниматель. Кроме того, мещанам запрещалось нанимать за себя людей не одного с ними города, а поселянам – уволенных из крепостной зависимости с землёй.
Как видно, основным моментом в этой истории явилось наличие у иностранца земли и дома в крестьянской общине, что уже подразумевало причисление его к податному сословию.