Найти тему
Щекотка мозгов

Российская многоразовая возвращаемая ступень ракеты. Начались летные испытания проекта "Крыло СВ"

В Сибирском НИИ авиации им. Чаплыгина разработали возвращаемую многоразовую ступень "Крыло СВ". Принцип посадки многоразовой ступени, который заложен в этой разработке, отличается от предложенного Илоном Маском принципа возвращаемой многоразовой ступени при помощи спуска на морскую платформу на ракетных двигателях.

На данный момент существует 3 способа реализации возврата первой ступени ракеты:

1. Обратный спуск на ракетных двигателях (проекты SpaceX, Blue Origin);

Возвращаемая ступень Blue Origin
Возвращаемая ступень Blue Origin
Ступень SpaceX
Ступень SpaceX

2. Спуск на парашютах (применяется при посадке относительно легких космических капсул с экипажем);

Возвращение экипажа «Союз МС-21»
Возвращение экипажа «Союз МС-21»

3. Планирование первой ступени в плотных слоях атмосферы (используются крылья, которые повернуты вдоль корпуса ракеты при взлете)

Спуск на парашютах технически сложнее и менее надежен, чем разработка сибирских ученых. К тому же он требует сложных расчетов траектории спуска и ювелирной точности при снижении скорости в точке приема ступени. Неоднократно испытания заканчивались разрушением и взрывом ракеты с разрушением посадочной плавучей платформы. После серии аварий Маску наконец удалось посадить возвращаемую ступень. Но в свете последних разработок российских инженеров программа Илона Маска выглядит как минимум устаревшей.

Новосибирские ученые применили абсолютно новое решение. Спускаемый блок после отделения от ракеты-носителя выпускает крыло с размахом 17 метров, включает маршевые двигатели и далее летит как беспилотный летательный аппарат на аэродром посадки. Затем совершает посадку в автоматическом режиме.

В 1988 году советский космический многоразовый корабль "Буран" при возвращении на космодром впервые совершил посадку на взлетно-посадочную полосу в автоматическом режиме. Сегодня наши авиаконструкторы вернулись к тем наработкам. Есть последние военные разработки различных типов боевых беспилотников. Технологии возвращения и посадок больших ударных БПЛА на военные аэродромы отработаны. За прошедшие годы наши военные инженеры разработали большое количество различных видов крылатых ракет, в том числе гиперзвуковых, опередив в этом направлении все мировые высокотехнологичные компании в сфере авиации и ракетостроения. Эти разработки были применены в проекте "Крыло-СВ". Поэтому есть надежда, что после завершения испытаний в 2023 году, данная разработка пойдет в серию и удешевит часть космических пусков.

Спасибо за прочтение, надеюсь было интересно. Подписывайтесь на канал и ставьте лайк 👍 - Вам это ничего не стоит, а мне приятно.